Главная / Энциклопедии и справочники
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия
ВИД ГЛАГОЛА
грамматическая категория, объединяющая все глагольные формы. Общее значение вида глагола – осуществление события во времени. Один вид представляет событие в его осуществлении (несовершенный), другой – в его пределе (совершенный). Семантика вида очень сложна (её изучает особая лингвистическая дисциплина – аспектология), однако в его определении ошибиться трудно, достаточно задать вопрос: что делать? – несовершенный вид, что сделать? – совершенный. Средства выражения вида глагола – суффиксы, чаще ...
ВИД ЛИТЕРАТУРНЫЙ
тип литературного произведения. В классификации литературные виды выделяются в пределах литературного рода. Выделяются эпические литературные виды (роман, повесть, рассказ), лирические (стихотворение), лироэпические (поэма, баллада), драматургические (трагедия, драма, комедия). Литературные виды отличаются друг от друга по различным критериям – объём, количество сюжетных линий и героев, содержание, функция. Один вид в разные периоды истории литературы может представать в виде разных жанров – нап...
ВИЗБОР
Юрий Иосифович (1934, Москва – 1984, там же), русский поэт. Ю. И. Визбор Окончил ф-т рус. языка и литературы Московского государственного педагогического ин-та (1955), в стенах которого познакомился со многими будущими поэтами-бардами. Первую песню «Мадагаскар» написал в 1952 г., к 1960 г. поэтом было написано ок. 40 песен, которые воплотили флибустьерский дух эпохи шестидесятых: жажду романтики, путешествий, покорение вершин (как горных, так и жизненных). Лирический герой поэта обладает опреде...
ВИЙОН
(villon) Франсуа (1431, Париж – не ранее 1463, год и место смерти неизвестны), французский поэт. О его жизни в основном известно из его собственных произведений, но сведения не вполне достоверны: поэт стремился окружить своё имя легендами. Неизвестно и его подлинное имя: «Вийон» – фамилия усыновившего его священника, а в официальных документах того времени поэт обозначен как «Франсуа из Монтербье», «из Мулькорбье», а также «из Монкорбье» (этот вариант утвердился в современных справочниках). Одна...
ВИНОГРАДОВ
Виктор Владимирович (1895, Зарайск – 1969, Москва), русский лингвист. В. В. Виноградов С его именем связано многое в русистике 20 в. Всё, что написано им, могло бы составить 30 томов, опубликовано же при жизни было ок. 300 книг, статей, тезисов. Виноградов разработал теорию стиля и предпринял серию исследований языка художественной литературы – таких авторов, как протопоп Аввакум, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, М. М. Зощенко, А. А. Ахматова; ему принадлежит разработка такого тео...
ВИНОКУРОВ
Евгений Михайлович (1925, Брянск – 1993, Москва), русский поэт. Участник Великой Отечественной войны. В 1952 г. окончил Литературный ин-т. Первая книга «Стихи о долге» вышла в 1951 г. Вторая книга «Синева» (1956) принесла поэту читательскую известность и заслужила положительный отзыв Б. Л. Пастернака. Затем появились сборники «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» (1960), «Слово» (1962), «Музыка» (1964), «Характеры» (1965), «Ритм» (1966), «Зрелища» (1968), «Жест» (1969), «Метафоры» (1972), «Кон...
ВИНЬИ
(vigny) Альфред Виктор де (1797, Лош – 1863, Париж), французский поэт, драматург, писатель-романтик, переводчик У. Шекспира, член литературного кружка «Сенакль», сотрудник журнала «Литературный консерватор» (впоследствии «Французская муза»), член Французской академии (1845). Автор поэм («Элоа», 1824; «Моисей», 1826; и др.), романа «Стелло» (1832), книги «Неволя и величие солдата» (1835), драм («Жена маршала Д’Анкра», 1831; «Чаттертон», 1835; и др.). Наибольшую известность получил роман «Сен-Мар»...
ВЛАДИМОВ
(настоящая фамилия Волосевич) Георгий Николаевич (1931, Харьков – 2003, Мюнхен, похоронен в Переделкино), русский прозаик. Родился в семье учителей, учился в Суворовском училище, которое не закончил из-за ареста матери. После окончания юридического ф-та Ленинградского ун-та переехал в Москву, работал литературным критиком в журнале «Новый мир». Литературный дебют – повесть «Большая руда» (1961), в основе которой лежит традиционный для социалистического реализма сюжет – перевоспитание личности. П...
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ
повествовательный приём, заключающийся в воспроизведении мыслей и чувств персонажей; обращённое к самому себе развёрнутое высказывание героя. Предтечей внутреннего монолога считается театральный монолог «про себя» – в тех сценах, когда герой остаётся один и рассуждает вслух сам с собой. Как и театральный монолог, внутренний монолог заключает в себе художественную условность, поскольку оформляет и упорядочивает подчас трудноуловимые процессы человеческого сознания, делая их доступными читателю. П...
ВО
(waugh) Ивлин (1903, Лондон – 1966, Комб Флори, Сомерсет), английский писатель. Уже в первом романе «Упадок и разрушение» (1928) была задана сюжетная схема большинства его довоенных произведений, выдержанных в традициях плутовского романа: простодушный и добродетельный молодой человек, волею случая затянутый в водоворот головокружительных приключений, постигает жестокие законы общества, в котором царят алчность и предательство. Подобно Полю Пеннифезеру, центральному персонажу «Упадка и разрушени...
ВОДЕВИЛЬ
(франц. vaudeville от vau de vire – долина реки Вир во Франции, где в 15 в. были распространены народные песенки – водевиры), лёгкая пьеса с куплетами. Изначально – шуточные песни, с 18 в. обязательные в комедиях, затем водевиль становится самостоятельным жанром. Нашёл широкое распространение во французской драматургии 18–19 вв. (лучшими авторами признаны Э. Скриб и Э. Лабиш). В России водевиль становится популярным на рубеже 1820—30-х гг., является жанром нравоописательным и бытописательным. Лу...
ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ
глаголы с постфиксом – ся. Формы, соотносимые с невозвратными, образуются для выражения разных значений залога: страдательного ( понимать/пониматься), возвратного (мыть/мыться), взаимного (целовать/целоваться). Несоотносимые возвратные глаголы к залогу не относятся: улыбаться, драться, спиться....
ВОЗВРАТНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
разряд из двух местоимений: себя и свой. Их задача – указывать на уже названного участника события и принадлежность ему: Он гордится собой и своим сыном. К возвратным местоимениям примыкает местоимение сам: Он сам оделся. Возвратные местоимения связаны с залогом, форма себя дала жизнь постфиксу возвратных глаголов – ся....
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Андрей Андреевич (р. 1933, Москва), русский поэт, прозаик. Окончил Архитектурный ин-т (1957). В 1960-е гг. выходят первые сборники «Мозаика» (1960), «Парабола» (1960), «Треугольная груша» (1962). С первых шагов в поэзии Вознесенский опытным глазом архитектора мастерски выстраивает художественное пространство произведения. Взгляд поэта на мир отличается широтой горизонтов, он ощущает себя жителем всей планеты. Излюбленная композиционная форма Вознесенского – некий каркас из причудливых развёрнуты...
ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Ренессанс), в истории европейской культуры эпоха бурного развития наук и искусств, 15 (14 в. в Италии) – 16 вв. Предпосылки культурного Возрождения – научные открытия (в астрономии – открытия Н. Коперника, Г. Галилея; географические открытия Христофора Колумба, Васко да Гамы), начало международной торговли, изобретение книгопечатания, мануфактурное производство в промышленности, возникновение протестантского течения в религии. Кроме этого, Возрождение связано с завоеванием Византии – византийск...
ВОЙНИЧ
(voynich) (девичья фамилия Буль) Этель Лилиан (1864, Корк, Ирландия – 1960, Нью-Йорк), английская писательница. Получила хорошее музыкальное образование, слушала лекции по славянской филологии. Огромное влияние на её жизнь и творчество оказало знакомство с рус. народовольцами, эмигрировавшими в Лондон и организовавшими там «Общество друзей русской свободы». В 1887 г. Лилиан Буль приезжала в Петербург, где участвовала в собраниях и кружках революционеров. В 1890 г. она вышла замуж за польского ре...
ВОЙНОВИЧ
Владимир Николаевич (р. 1932, Сталинабад, ныне Душанбе, Таджикистан), русский писатель. В. Н. Войнович Родился в семье журналиста и учительницы. С 11 лет был пастухом в колхозе; после учёбы в ремесленном училище работал на стройке; в 1951—55 гг. служил в армии. Учился в Московском областном педагогическом ин-те; со второго курса по комсомольской путёвке ненадолго ездил в Казахстан осваивать целину. В 1980—92 гг. – в эмиграции в ФРГ. В 1961 г., работая на Всесоюзном радио, стал известен как авто...
ВОЛОДИН
(настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (1919, Минск – 2001, Санкт-Петербург), русский поэт, драматург, прозаик. А. М. Володин Учился в Московском авиационном ин-те. В 1939 г. поступил в Государственный ин-т кинематографии, который окончил после войны в 1949 г. С 1939 г. – в армии, участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен. Находясь на излечении, написал первое стихотворение. Первая книга – сборник «Рассказы» (1954) – стала «подступом» к драматургическим опытам. В 1967 г...
ВОЛОШИН
(настоящая фамилия Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877, Киев – 1932, Коктебель), русский поэт, художественный критик, художник-акварелист. Учился на юридическом ф-те Московского ун-та (1897–99), исключён за участие в студенческих беспорядках. Много путешествовал (Россия, Средняя Азия, Европа, Египет). Начал печататься с 1895 г. Долгие годы живя в Париже, испытал значительное влияние французских поэтов (П. Верлена, А. Рембо и др.) и художников-импрессионистов. В нач. 1900-х гг. сбли...
ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
литературно-общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1816–25 гг. Первоначально носила консервативный характер, после избрания председателем (1819) поэта Ф. Н. Глинки изменила направление. В общество входили К. Ф. Рылеев, Н. А. и А. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. С. Грибоедов и др. На заседаниях обсуждались вопросы истории, науки, искусства. Участники старались превратить общество в литературный центр декабристского направления. Издавался журнал «С...
ВОЛЬНЫЙ СТИХ
форма стихотворного произведения, в которой все строки выдержаны в едином силлаботоническом метре, но неравностопны. В рус. поэзии вольный стих представлен прежде всего вольным ямбом, который связан с двумя жанровыми традициями – басенной и элегической. При басенном вольном ямбе число стоп в смежных стихах свободно колеблется в пределах от одного до шести (так в баснях И. А. Крылова и в диалогах комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова), при элегическом – от четырёх до шести (так в элегиях и «посл...
ВОЛЬТЕР
(voltaire) (настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ) (1694, Париж – 1778, там же), французский философ-просветитель, поэт, драматург, прозаик. Вольтер. Бюст работы Ж. А. Гудона. 18 в. Член Французской академии (1746), почётный член Петербургской АН (1746). Глава европейского Просвещения, яркий символ этой эпохи, «не человек, а век» (В. Гюго), Вольтер отличался необычайной многогранностью и разнообразием творчества. Он был авторитетным мыслителем, создававшим своего рода философские манифесты того време...
ВОЛЬФ
(wolf) Криста (р. 1929, Ландсберг), немецкая писательница. В первых повестях, «Московская новелла» (1961) и «Расколотое небо» (1963), героини Вольф отказываются от любви во имя новых, «социалистических», отношений между людьми. «Размышления о Кристе Т.» (1968) лишены черт производственного романа, свойственных ранним произведениям Вольф, и посвящены истории жизни рано умершей женщины, стремившейся сохранить свою индивидуальность. Роман «Пример одного детства» (1976) носит автобиографические черт...
ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ
(wolfram von eschenbach) (ок. 1170, Эшенбах – ок. 1220, место смерти неизвестно), немецкий поэт, автор стихотворных рыцарских романов и миннезингер. Пир Парцифаля. Рукописная миниатюра 14 в. Был пожалован в рыцари, служил при Тюрингском дворе, предположительно участник Крестового похода. Основное произведение – объёмный (25 000 строк) роман «Парцифаль» (ок. 1200—10). Характерный для немецкой литературы роман воспитания рассказывает о жизни выросшего вдали от людей наивного юноши, ставшего рыцар...
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
разряд местоимений (начинаются с к-, учитывая исторические изменения), с помощью которых задаются вопросы, а также связываются части сложного предложения (тогда их называют относительными местоимениями): кто, что, какой, сколько, который, как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем....
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 157
Начало ... Предыдущая страница 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Следующая страница ... Конец
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|