Notice: Undefined offset: 2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 20
Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия - скачать бесплатные электронные книги, рефераты, курсовые, дипломные работы

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 73

Главная / Энциклопедии и справочники

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

Поиск:

Животные как модели (animal models)

Животные модели широко используются в психологии для а) активизации развития концептуальной основы, позволяющей выявлять новые взаимосвязи и взаимодействия между окружающей средой, ЦНС и поведением; б) стимулирования процесса порождения проверяемых гипотез, важных для понимания челов. поведения; и в) исслед. физиолог. явлений при более простых и контролируемых условиях, чем те, к-рые можно обеспечить в исслед. людей. Животные модели имеют долгую и заметную историю в исслед. как нормального, так ...

Просмотров: 876 | Читать далее >>>

Животные, воспитываемые как дети (animals raised as humans)

Существуют три выдающихся исслед., в ходе к-рых молодых шимпанзе выращивали как челов. детей. Др. проекты были посвящены горилле и орангутангу, воспитывавшимся в домашней среде. В ходе самого первого исслед. У. Н. Келлог и его жена воспитывали маленькую самку шимпанзе Гуа вместе со своим маленьким сыном Дональдом в течение 9 месяцев. Гуа одевали в одежду, целовали, обнимали и вообще обращались с ней точно так же, как с обычным маленьким ребенком. Гуа появилась в доме в возрасте 7,5 месяцев, когд...

Просмотров: 759 | Читать далее >>>

Жизненные события (life events)

Исследователи уже давно стремятся разобраться в том, как человек и его окружение воздействуют друг на друга, и, в первую очередь, описать и объяснить возрастные особенности поведения и индивидуальные различия. Одна из таких попыток связана с изучением событий, изменяющих жизнь. Ж. с. указывает на действующие схемы жизни конкретного человека или на необходимость их существенного изменения. Эти события могут происходить в различных областях (семья, здоровье, работа) и могут быть связаны с возрасто...

Просмотров: 786 | Читать далее >>>

Заброшенные дети (neglected children)

Заброшенным можно назвать ребенка в том случае, когда «несущий ответственность за воспитание за ребенка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности заставляет его испытывать страдания, к-рых можно было бы избежать, и/или не способен обеспечить одно или более из условий, обычно необходимых для полноценного развития физ., интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка». Заброшенность детей следует отличать от жестокого обращения с ребенком. Несмотря на то, что невнимани...

Просмотров: 833 | Читать далее >>>

Забывание в старости (late-life forgetting)

В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой, может помочь пожилым людям со снижением памяти функционировать и справляться с задачами повседневной жизни в минимально ограничивающей обстановке. Первой задачей специалистов здравоохранения при обследовании пациента с жалобами на ухудшение памяти является установление того, свидетельствуют...

Просмотров: 778 | Читать далее >>>

Забывание (forgetting)

З. — это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает. Герман Эббингауз в работе «О памяти» (Memory) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-тре...

Просмотров: 781 | Читать далее >>>

Зависимая личность (dependent personality)

Придавая этому расстройству статус отдельного и существенного расстройства, DSM-IV включает в качестве его центральной характеристики пассивное предоставление др. права принимать на себя полную ответственность за значимые формы деятельности индивидуума, что связано с отсутствием у него уверенности в себе и сомнениями в способности к независимому функционированию. Заметна тж готовность подчинить свои потребности требованиям лиц, от к-рых зависят больные, с тем чтобы избежать выполнения независимы...

Просмотров: 789 | Читать далее >>>

Зависимость (dependency)

З. — это поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом З. м. б. др. чел.; соц. единица, такая как расширенная семья или религиозная и общественная группа; некая неосязаемая пятью органами чувств сущность, такая как ангел-хранитель; или даже система убеждений, как, напр., философия ненасилия, к-рой исповедующий ее чел. предан и от к-рой, в свою очередь, получает поддержку. По определению, З. предполагает реципрокность отношений. Зависимый чел. ищет, ожидает и получает З.:...

Просмотров: 720 | Читать далее >>>

Зависимые переменные (dependent variables)

В научных исслед. З. п. яв-ся свойство или выполнение, к-рые измеряются для определения эффекта манипулирования независимой переменной. З. п. может включать поведенческие, физиолог. и соц. характеристики, в зависимости от характера исслед. Выбор подходящей З. п. чрезвычайно важен для результатов и интерпретации исслед. При выборе З. и. следует учитывать несколько соображений. Первое состоит в том, что З. п. должна отражать исследуемый конструкт. По возможности, исследователь будет выбирать наибо...

Просмотров: 816 | Читать далее >>>

Зависящее от состояния научение (state-dependent learning)

Феномен З. с. н. связан преимущественно с употреблением наркотиков и их воздействием на память или исполнение. Если подопытных животных сначала обучить выполнять определенное задание, а затем в ходе проверочной сессии ввести наркотик или физиолог. раствор, любое ухудшение в последующем исполнении не обязательно оказывается связано с прямым воздействием этого наркотика на НС. Оувертон продемонстрировал это в простом эксперименте. Непосредственно перед обучением одной половине крыс вводился наркот...

Просмотров: 788 | Читать далее >>>

«Загрязнение» (статистическое) (contamination (statistical))

З. с. происходит в результате невозможности или неспособности учесть важные источники дисперсии, которые влияют на связь между изучаемыми переменными. Всякий раз, когда две или более независимых переменных в сочетании влияют на зависимую переменную иным образом, нежели любая из этих независимых переменных влияла бы сама по себе, возникает эффект взаимодействия. Если подобный эффект взаимодействия возникает вследствие присутствия непредусмотренной независимой неременной, становится невозможным оп...

Просмотров: 1154 | Читать далее >>>

Задание (task)

Переменная З. в эксперименте относится к малым или большим единицам поведения испытуемого, к-рые испытуемый должен выполнить на основе инструкций, полученных от др., или самостоятельно поставленной цели. С субъективной т. зр., задача связана с представлением испытуемого о том, что должно быть сделано, и с намерением исполнить это. Как практ. цель З. ориентирует внимание испытуемого и регулирует деятельность испытуемого в целом. Термин «открытое» в противовес «закрытому» З. был введен Наттином. В...

Просмотров: 964 | Читать далее >>>

Заикание (stuttering)

Из истории известно, что Аристотель и Демосфен страдали З. (дисфемией). Последний, как утверждают, избавился от него, пытаясь с камушками во рту говорить громче, чем шумит морской прибой. Хотя историки не могут с уверенностью судить о природе его дисфемической речи, нек-рые формы З., ранее называвшиеся запинанием, вполне могли встречаться в древности. Это универсальный феномен, обнаруживаемый во всех возрастах, расах и культурах всего мира. Он встречается у лиц обоего пола, у мужчин в 4—5 раз ча...

Просмотров: 2369 | Читать далее >>>

Закон Вебера (Weber`s law)

Эрнст Генрих Вебер на основе экспериментов по различению силы давления на кожу, веса поднимаемых на ладони грузов и видимой длины линий, а тж на основе опубликованных др. учеными наблюдений, вывел важную закономерность. Вместо того чтобы просто воспринимать разницу между сравниваемыми раздражителями, мы воспринимаем отношение этой разницы к величине исходного раздражителя. Аналогичный вывод уже был сделан французским физиком и математиком Пьером Бугером в отношении такого качества зрительных ощу...

Просмотров: 809 | Читать далее >>>

Закон дочерней регрессии (Law of filial regression)

Было установлено, что для многих непрерывных признаков, таких как рост и интеллект, взрослое потомство данного родителя отклоняется в меньшей степени от среднего значения для данной популяции, чем родитель, т е. потомки «регрессируют» к среднему для популяции. Фрэнсис Гальтон этому наблюдению дал название «закон дочерней регрессии к посредственности». Он считал его фундаментальным законом наследственности. Но, по всей видимости, автор переоценил важность данного закона, и сейчас мы знаем, что да...

Просмотров: 822 | Читать далее >>>

Закон Фехнера (Fechner`s law)

Густав Теодор Фехнер, профессор физики Лейпцигского ун-та, стремился отыскать способы количественного измерения душевных явлений. В частности, он пытался установить, как изменение ощущения связано с изменением стимуляции. При выведении закона, названного впоследствии его именем, Фехнер опирался на закон Вебера, согласно к-рому едва заметное различие (ЕЗР) в стимуляции есть нек-рая постоянная часть величины исходного раздражителя (т. е. ЕЗР = kI), и на собственное допущение о том, что ощущение (R...

Просмотров: 771 | Читать далее >>>

Закон «все или ничего» (all-or-none law)

Типичный нейрон, или нервная клетка, состоит из клеточного тела, дендритов и аксона. Аксон обычно представляет собой сравнительно длинный отросток, тянущийся далеко от тела клетки и служащий той линией связи, по к-рой сигналы от данной клетки могут передаваться на большие расстояния в др. части мозга и остальной НС. Чтобы переносить информ. от начала к концу аксона, большинство нейронов генерируют потенциалы действия (или спайки). Закон «все или ничего» относится к потенциалу действия, характери...

Просмотров: 747 | Читать далее >>>

Законы научения Торндайка (Thorndike`s laws of learning)

Торндайк начал свою длинную карьеру в Колумбийском ун-те, где наблюдал поведение различных видов животных в т. н. «проблемных ящиках». Животное, скажем кошка, помещается в ящик, из к-рого оно может выбраться только единственным путем, напр., потянув за шнур, поднимающий дверцу. В такой ситуации кошка поначалу предпринимает разнообразные действия (обнюхивает, царапает когтями, взбирается на стены и т. д.), пока она случайно не зацепится когтями за шнур и не потянет его, что приводит к благополучн...

Просмотров: 892 | Читать далее >>>

Застенчивость (shyness)

Отличительным признаком З. является боязнь соц. взаимодействий. З. — распространенный феномен, с к-рым почти всякий сталкивался в своей жизни. Как правило, застенчивые люди чрезвычайно робки и поглощены мыслями о возможных негативных оценках со стороны др. Концентрируясь на собственных недостатках, застенчивые люди обычно переживают сильное чувство тревоги и зачастую реализуют свои худшие ожидания. З. — сложное состояние, охватывающее широкий психол. континуум; она может варьировать от периодиче...

Просмотров: 769 | Читать далее >>>

Защитные механизмы (defence mechanisms)

З. м. — это психол. стратегии, с помощью к-рых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс. Поскольку предполагается, что большинство людей мотивировано к сокращению и ослаблению этих негативных состояний, теоретики уделяли значительное внимание идентификации З. м.; рез-том стало широкое множество предполагаемых механизмов защиты. Авторы большинства теорий о З. м. — исследователи, ориентированные на психоан., начиная с Зигмунда Ф...

Просмотров: 748 | Читать далее >>>

Здоровая личность (healthy personality)

Разительным пробелом в систематической психологии представляется отсутствие эксплицитной теории о З. л. Причина здесь отчасти кроется в том, что общество и не требовало от исследователей пристального внимания к здоровью: люди, к-рые функционируют конструктивно и продуктивно, в отличие от преступников, лиц с эмоциональными нарушениями, страдающих умственными дефектами, или беспомощных индивидов, не угрожают существованию цивилизации. Др. причина связана с тем, что аномальные феномены легче иденти...

Просмотров: 1247 | Читать далее >>>

Зеркальная Я-концепция (self-looking glass concept)

Понятие З. Я-к. принято связывать с именем Чарльза Хортона Кули, к-рый, в развитие дискуссии Уильяма Джемса о социальном Я, высказал предположение, что отраженное Я возникает тогда, когда человек строит свою самооценку на основе того как, по его мнению, он выглядят в глазах др. людей. Метафора зеркала приписывается Кули, однако в действительности ее можно найти и в более ранней литературе, вплоть до работ Адама Смита. Эта метафора несет двойной смысл в формулировках Смита и Кули. В повседневной ...

Просмотров: 688 | Читать далее >>>

Злоупотребление психоактивными веществами (substance abuse)

З. п. в. вызывало много споров, начиная с древних времен. Давность дебатов по вопросу употребления марихуаны, напр., можно проследить вплоть до китайских документов, датированных за несколько столетий до н. э. В США озабоченность злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными средствами существует с начала XIX в. З. п. в. предполагает способ использования любого химического вещества для модификации настроения или поведения, который отличается от социально одобряемой практики лечения или отд...

Просмотров: 786 | Читать далее >>>

Знаки и символы (signs and symbols)

Систематическое изучение знаков в попытке придумать единую науку известно как семиотика, и она появилась из таких дисциплин, как философия и лингвистика, равно как и из психологии. Эти термины имеют тж добавочное и более специализированное значение в мед. практике — семиотика является изучением симптомов. В этом случае в мед. диагнозах симптомы являются знаками, к-рые имеются в наличии для интерпретации. Знак — это стимул, к-рый направляет организм к чему-либо большему, нежели он сам, в том смыс...

Просмотров: 1216 | Читать далее >>>

Зрительное восприятие (visual perception)

З. в. является одним из системообразующих способов отношения к физ. окружению. Оно предполагает способность организма использовать световое излучение. В то же время оно включает вклад определенных органов чувств, помимо глаз. З. в. отчасти достигается вкладом вестибулярного аппарата, расположенного в ухе, проприоцептивных чувствительных механизмов ощущений в мышцах и сухожилиях и температурных рецепторов. Предметы могут выглядеть как твердые или мягкие, шершавые или гладкие, горячие или холодные...

Просмотров: 915 | Читать далее >>>


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 157
Начало ... Предыдущая страница 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Следующая страница ... Конец

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/encyclo.php on line 191