Главная / Энциклопедии и справочники

Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

Поиск:

Виды подкрепления (reinforcers)

В соответствии с теорией оперантного обусловливания, вероятность, с к-рой будет возникать поведение, определяется последствиями этого поведения. Положительным подкреплением является любой контингенциальный стимул, к-рый увеличивает вероятность возникновения поведения, тогда как отрицательным подкреплением может служить любой контингенциальный стимул, снижающий вероятность возникновения поведения. Отрицательные подкрепления иногда называют наказующими воздействиями или аверсивными стимулами. Веро...

Просмотров: 631 | Читать далее >>>

Виктимология (victimology)

В. определяется как изучение «жертв преступления и всего, что связано с такой жертвой» (Драпкин и Виано), как «изучение взаимосвязей между преступником и жертвой» (С. Шефер) и как «наука о жертвах» (И. Л. Куташ и др.). Бенджамин Мендельсон был первым, кто предложил выделить В. как науку. Однако интерес к В. начал развиваться лишь в 1940-х гг. Фон Хентиг полагал, что между жертвами и преступниками часто существует «отвратительный симбиоз», при к-ром жертва стимулирует преступника к совершению кри...

Просмотров: 584 | Читать далее >>>

Витализм (vitalism)

В. — система взглядов, суть к-рой заключается в том, что живая материя, в отличие от неживой, наполнена особой жизненной силой. Противоположная позиция — биолог. механицизм — восходит к идеям Р. Декарта, считавшего, что животные функционируют точно так же, как машины, и что действия чел. тоже преимущественно механистичны. Гельмгольц и трое его коллег подписали ставший легендарным «Пакт против витализма», в к-ром утверждали, что силами, действующими внутри живых организмов, являются исключительно...

Просмотров: 552 | Читать далее >>>

Вкусовая перцепция (taste perception)

Традиционно целый ряд ощущений рассматривали как функционирующие независимо друг от друга. Все качества определенного сенсорного опыта приписывали механизму одной модальности. Вкус, т. о., можно было бы охарактеризовать как сенсорный опыт, появляющийся в рез-те активации вкусовых рецепторов и специфического проводящего пути от рецепторов до мозга, включая мозг. Дж. Дж. Гибсон был первым, кто изучил этот вопрос и идентифицировал перцептивные системы. Он перечислил их в следующем порядке: базисная...

Просмотров: 654 | Читать далее >>>

Власть (power)

В. определяется как способность или возможность оказывать влияние на др. при одновременном противодействии их влиянию и относится к важнейшим мотивам челов. деятельности и взаимоотношений. В сочетании с др. переменными (такими как аффилиация, торможение и аспекты зрелости), как утверждают Де Чармс и Мьюр, понятие В. позволяет объяснить значительную часть челов. поведения. Эти авторы в своем определении В. акцентировали мотивационные аспекты, описывая ее как потребность оказывать влияние и озабоч...

Просмотров: 515 | Читать далее >>>

Власть: вопросы стратегии и тактики (power: strategies and tactics)

В. относится к способности принимать решения, к-рые оказывают значительное влияние и затрагивают интересы др. людей. Зачастую В. предполагает контроль над поведением др., при этом в своем большинстве люди добровольно принимают распоряжения носителей В. и не испытывают чувства к.-л. утраты независимости. В повседневном языке В. связывается со способностью «добиваться своего» и «иметь влияние». Большинство людей научаются в процессе жизни не доверять В., полагая, что к ее приобретению стремятся то...

Просмотров: 590 | Читать далее >>>

Влияние сверстников (peer influences)

Здоровые отношения с себе подобными необходимы для развития человека. Поскольку дети и подростки живут в расширяющемся социальном мире, им важно учиться строить эффективные отношения с людьми. Высококачественные отношения с др. важны для всех аспектов развития детей и подростков. Конструктивные отношения способствуют научению, интернализации ценностей и аттитюдов, приобретению компетентности в разных областях и эффективной социализации. Такие отношения могут быть со взрослыми и с др. детьми или ...

Просмотров: 629 | Читать далее >>>

Вмешательство случайных свидетелей (bystander involvement)

В марте 1964 г. молодая женщина по имени Китти Дженовезе была зверски убита на улице в Нью-Йорке на глазах у 38 ее соседей по дому, наблюдавших эту сцену из окон своих квартир. Хотя избиение продолжалось более получаса, ни один из них не вызвал полицию до тех пор, пока все не закончилось. В то время психологи мало знали о динамике В. с. с. Под влиянием трагического случая с Дженовезе стали проводиться многочисленные исслед., что привело к накоплению теорет. знаний и эмпирических данных. Одной из...

Просмотров: 650 | Читать далее >>>

Внебольничные клиники (walk-in clinics)

В. к. проводят краткосрочное лечение и направление к специалистам лиц с психологическими проблемами. Эти коммунальные службы здравоохранения обычно работают в круглосуточном режиме, не требуют предварительной записи на прием и часто включают телефонную консультационную службу («горячую линию»). Большинство В. к. находятся в подчинении районных центров здравоохранения или отделений «скорой помощи» при обычных стационарах. Такие клиники организуются тж при специализированных учреждениях, занимающи...

Просмотров: 559 | Читать далее >>>

Внешние побуждения (стимулы) (incentives)

Положительное подкрепление и отрицательное подкрепление выполняют две совершенно различные функции в управлении поведением. С одной стороны, эти явления имеют решающее значение для научения, несмотря на то, что механизм такого воздействия до сих пор вызывает споры среди исследователей. С др. стороны, они являются мотиваторами. Эту последнюю их роль отражает понятие В. п., или мотивационной ценности подкрепления. Эффект Креспи может служить ил. функционирования В. п., или стимула, в условиях лабо...

Просмотров: 562 | Читать далее >>>

Внимание (attention)

В. можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие В. заняло центральное место в области психологии. В к. XIX — нач. XX вв. представители функционалистских и структуралистских школ психологии считали В. центральной проблемой, хотя и подчеркивали разные его аспекты. Функционалисты ставили в центр избирательный характер В. как активной функции организма, осн. на его мотивационном состоянии. Т. о., признавая, что В. и...

Просмотров: 581 | Читать далее >>>

Внутренне- и внешненаправляемое поведение (inner / outer-directed behavior)

Проблема внутреннего контроля поведения, в сравнении с внешним, затрагивает, во-первых, обстоятельства, при к-рых человек воспринимает собственное поведение как определяемое внешними силами или им самим. Во-вторых, она касается вероятности того, что даже находящиеся в одной и той же ситуации люди будут различаться по процессам, к-рые направляют их поведение. Почти в любом н.-и. направлении отмечается влияние когнитивных факторов на отбор и контроль реакций. Вюрцбургская школа показала, как инстр...

Просмотров: 579 | Читать далее >>>

Внутренняя валидность (internal validity)

В. в. относится к степени уверенности, с к-рой можно судить о предполагаемой каузальной связи между переменными. Эксперимент обладает В. в. в той мере, в какой наблюдаемые эффекты можно отнести к влиянию независимых переменных, а не к.-л. др. посторонних факторов. Приписывание причинной обусловленности обычно предполагает, что две переменные — причина и следствие — будут сопряженно изменяться, однако прежде чем делать вывод о В. в., необходимо продемонстрировать, что А действительно вызывает Б (...

Просмотров: 903 | Читать далее >>>

Внутренняя мотивация (intrinsic motivation)

На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому, почему люди ведут себя тем или иным образом. Несмотря на бесчисленное количество предложенных теорий, до недавних пор существовали лишь две основные теор. системы для изучения мотивации. Одна, разраб. Зигмундом Фрейдом в качестве составной части его психоаналитической психологии, основывалась преимущественно на систематическом изучении им пациентов-невротиков; другая — теория драйва К. Л. Халла, — развитая им к...

Просмотров: 591 | Читать далее >>>

Военная психология (military psychology)

В. п. занимается приложением психол. принципов и методов к решению военных задач. Она включает такие традиционные области психол. специализации, как работа с персоналом (отбор, классиф., расстановка кадров), обучение (тренинг), эксперим. исслед. в области челов. факторов и соц., клиническая и организационная психология. Во мн. странах существуют ин-ты В. п. Как правило, в таких ин-тах работают как гражданские психологи, так и психологи, находящиеся на службе в армии. Тестирование Иногда работа, ...

Просмотров: 624 | Читать далее >>>

Воздействия шума (noise effects)

Шум (Ш.) определяют как нежелательный звук. Его интенсивность измеряют в децибелах (дБ). Ноль дБ соответствует самому слабому звуку, к-рый человек с нормальным слухом может уловить при полной тишине; 55 дБ эквивалентны звукам, производимым неинтенсивным движением автотранспорта, а 120 дБ — Ш., воспринимаемому на расстоянии 200 футов [Ок. 61 метра. — Прим. перев.] от взлетающего реактивного самолета. В большинстве поведенческих исслед. используется модифицированная дБ шкала, называемая dBA-шкалой...

Просмотров: 569 | Читать далее >>>

Вознаграждения (rewards)

Античная теория гедонизма осн. на заманчивом допущении, что поведение регулируется наслаждением и страданием. Мы стремимся делать то, что доставляет нам удовольствие, и стараемся избегать болезненных стимулов или ситуаций. Сформулированный т. о. принцип удовольствия — страдания оказывается по своей сути мотивационным принципом. Торндайк в поисках теории, к-рая бы могла объяснять адаптивное поведение (по аналогии с эволюционным отбором физ. признаков), применил этот принцип В. и наказаний к науче...

Просмотров: 630 | Читать далее >>>

Вознаграждения и собственный интерес (rewards and intrinsic interest)

Обычно предполагают, что В. за выполнение задачи повышает будущую мотивацию и интерес к такой деятельности. Это предположение поддерживается рез-тами многочисленных исслед. Однако недавние исслед. показали, что иногда возникает противоположный эффект: при нек-рых условиях внешние В. за выполнение деятельности, к-рая сама по себе («внутренне») интересна субъекту, подрывают последующий интерес к задаче. Одно из объяснений такого разрушающего эффекта В. называют гипотезой «сверхоправдания» (overjus...

Просмотров: 580 | Читать далее >>>

Возрастные различия (age differences)

Поведение чел. с возрастом претерпевает столь же разительные изменения, как и его тело. И обучение, и видоизмененные структуры вносят свой вклад в эти психол. различия. Различия, имеющие место на протяжении всей жизни, изучаются преимущественно методами поперечных и продольных срезов. В. р. интеллекта изучены наиболее широко. Умственный возраст (МА), измеряемый традиционными тестами интеллекта, увеличивается вместе с хронологическим возрастом (CA) и, в силу принципа конструирования возрастных шк...

Просмотров: 580 | Читать далее >>>

Воображаемые товарищи (imaginary companions)

В раннем детстве (от 2 до 6 лет) мн. дети имеют воображаемых друзей, к-рые существуют лишь в их фантазиях. Строго говоря, В. т. невидимы, поэтому чучело животного или кукла, к-рых ребенок считает живыми, к этой категории не относятся. Поскольку фантазия и магическое мышление — это типичные характеристики мыслительных процессов детей данного возраста, сам факт разговоров ребенка с пустотой или упорное отстаивание т. зр., что невидимый друг на самом деле существует, вовсе не является признаком пат...

Просмотров: 733 | Читать далее >>>

Вопрос об отношении души и тела (mind—body problem)

На протяжении веков ученые разных специальностей бились над определением природы чел. Одним из ключевых вопросов была и остается проблема определения души (разума), тела и их взаимосвязи. Существует общее согласие по поводу того, чтобы относить к «телу» материальные, физические характеристики организма, различные формы активности которого могут быть изучены традиционными эмпирическими научными методами. Главная трудность заключается в вопросе о самом существовании такой сущности, как разум (псих...

Просмотров: 596 | Читать далее >>>

Воспитание родителей (parent education)

Под В. р. подразумевают систематическую программу обучения, предназначенную для усвоения информ., аттитюдов и умений, способствующих успешному выполнению роли родителей. В большинстве случаев эти программы проводятся с группами родителей и обычно состоят из еженедельных встреч продолжительностью в неск. часов, происходящих в течение 4-12 недель. Миллер и Свонсон проследили постепенную трансформацию аттитюдов к выполнению родительской роли, начиная с представления XVIII в. об «абсолютном подчинен...

Просмотров: 584 | Читать далее >>>

Воспринимаемый размер (apparent size)

В. р., или оцениваемая на глаз величина, — важная тема в психологии зрительного восприятия. Особое внимание ученых привлекли 3 аспекта этой темы. Первый касается константности величины, или тенденции В. р. оставаться постоянным, несмотря на изменения размера ретинального изображения. Второй аспект имеет отношение к иллюзиям величины, или неверному восприятию размера объекта. Третья область интересов связана с объяснениями того, как воспринимается размер объекта. Среди предложенных теорий восприя...

Просмотров: 542 | Читать далее >>>

Восприятие (перцепция) (perception)

Под восприятием, или перцепцией, понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психол. процессы, благодаря к-рым это совершается. Классическая теория Представление о том, что все наши мысли и впечатления составляются из конечного множества сенсорных «идей», последовательно развивалось английскими философами (эмпириками и ассоцианистами) от Гоббса, Локка и Беркли до Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля. Научное изучение восприятия началось ...

Просмотров: 782 | Читать далее >>>

Восприятие глубины (depth perception)

Дифференциальное восприятие расстояния, называемое обычно В. г., в основном является результатом работы таких органов чувств, как зрение и слух. Что касается зрения, есть два основных класса признаков глубины: монокулярные и бинокулярные признаки. Монокулярные признаки включают градиенты текстуры, величину, двигательный параллакс, аккомодацию, линейную перспективу, взаимное расположение объектов, затененные детали и четкость изображения. К бинокулярным признакам относятся конвергенция и ретиналь...

Просмотров: 580 | Читать далее >>>

Начало ... Предыдущая страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Следующая страница ... Конец

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!