Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
«Восточно-западная» психология (east-west psychology) Термин «В.-з.п.» используется для описания попыток объединения религий, философских теорий и психол. практик Востока с психол. теорией и практикой Зап...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах - Психологическая энциклопедия

«Восточно-западная» психология (east-west psychology)



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
Термин «В.-з.п.» используется для описания попыток объединения религий, философских теорий и психол. практик Востока с психол. теорией и практикой Запада. Восточная традиция тесно связана конфуцианством, даосизмом, индуизмом, буддизмом и исламом. Зап. психол. традиция включает в себя ведущие психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.
Интересы В.-з.п. распространяются на некоторые состояния, выходящие за границы эго и уровней личности в том виде, как они определяются в традиционной зап. психологии; в частности, к ним относятся обычные и измененные состояния сознания, мета-или оптимальное здоровье, самоактуализация и челов. потенциал, а также полный спектр экзистенции и развития чел.
Границы западной психологии
Для зап. цивилизации характерно понимание различных явлений, опирающееся в основном на рациональный и объективный подход. Классическая греческая философия рассматривала Вселенную как постижимую путем редукционизма, делящуюся на элементы без остатка, статическую, нерелятивистскую и атомистическую. Согласно философии Декарта, материя и дух принципиально различны.
Роджер Уолш и др. в работе «Столкновение парадигм» (Paradigms in collision) описали различные уровни и цели психотерапевтического вмешательства как а) традиционно терапевтический, направленный на снижение патологии и на улучшение приспособляемости; б) экзистенциальный, обеспечивающий конфронтацию с сомнениями, проблемами и/или существованием; в) сотериологический (soteriological) — просветление (нирвана), трансценденция проблем, впервые осознанных на экзистенциальном уровне. Уолш считает, что зап. психология и терапия сконцентрированы преимущественно на первых двух уровнях, в то время как третий уровень составляет главную цель дисциплинирующих упражнений сознания, которые включает в себя мысль Востока.
Зап. психология признала искажения реальности за патологические проявления, но при этом приравняла «реальность» к миру в том виде, как он воспринимается бодрствующим сознанием, и отделила субъекта восприятия («Я», Эго) от того, что воспринимается. Дэниел Гольман констатировал, что эта точка зрения не признавала существования или отрицала доступ к реальности, воспринимаемой другими состояниями сознания.
Расширение понимания бессознательного до включения в него коллективного измерения (dimension), присущего всем культурам и расам, связано с именем Карла Юнга, чьи исслед. в области психологии вобрали в себя восточные религии. Отстаивание им существования «безличных» уровней сознания — шаг вперед по сравнению с более ранними редукционистскими и механистическими теориями. Юнг высказал свое мнение о границах зап. психологии, заявив, что: «Зап. сознание ни в коем случае не является единственной существующей формой сознания; оно представляет собой исторически обусловленный и географически ограниченный фактор и типично лишь для одной части человечества».
Восточная перспектива
Восточное мировоззрение отличается динамизмом и органической целостностью, в соответствии с ним космос представляет собой единую и неделимую реальность, одновременно и духовную, и материальную.
Согласно восточной трактовке, обычное состояние сознания — иллюзорное искажение восприятия (mayа), возникающее в результате дуалистического разграничения субъекта и объекта, Я и другого, организма и среды.
Цель восточных практик — пройти сквозь пелену привычной реальности и войти в состояние освобождения от иллюзий (awakened state) или достичь просветления (нирваны). Преодоление (трансценденция) эго-конфликтов, отстраненный взгляд на эго-запросы и понимание челов. опыта — все это становится возможным в свете освобожденного от иллюзий, просветленного состояния разума.
Буддистские учения указывают чел. на необходимость освобождения из плена аналитического, расчленяющего мир на части, ума, всякой условной и принудительной работы души и тела, а также привычных эмоциональных реакций. Эти учения рассматривают развивающееся осознание в шкале времени, измеряемого долями секунды, побуждая людей сознавать мимолетные проблески безграничного, еще не охваченного разумом простора, открывающегося до того, как вещи интерпретируются с какой-либо конкретной точки зрения. Разрывы в потоке мыслей делают возможным непосредственный опыт чистого сознавания (pure awareness), который, согласно буддистским воззрениям, и составляет истинную сущность индивидуума.
Восточная традиция сделала акцент на личном, эмпирическом пути к знанию в отличие от зап. пути добывания научного, безличного и объективного знания. В противоположность аналитическому и логическому мышлению, упор делается на получении непосредственного, осн. на личном опыте знания.
В восточной традиции созерцательно-медитативный способ познания всегда ценился как источник верного знания, в то время как традиционная зап. наука и философия использовали только чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический методы познания.
Медитация является одним из самых распространенных на Востоке практик перехода от активного, линейного способа познания к рецептивному, процессуально-ориентированному способу. Медитация способствует разрушению автоматизма и избирательности обыденного сознания.
Возникновение «восточно-западной» психологии
По мере того как специалисты в сфере психич. здоровья все больше ощущали себя ограниченными теориями бихевиоризма и психоанализа, к-рые создавались гл. обр. на основе исслед. психопатологии и игнорировали ряд областей, таких как ценности, воля и сознание, необходимых для полного рассмотрения человеческой природы, стала набирать силу зародившаяся в 1960-х гг. гуманистическая психология, основывающаяся на представлениях о здоровом и целостном чел. Гуманистическая психология признавала наличие у каждого чел. внутренней тяги к самоактуализации и определяла условия и способы возможного стимулирования идеи самоактуализации у отдельных лиц, групп и организаций.
В XX в. зап. наука была вынуждена признать, что классическая концепция редукционизма и делимой (вплоть до атомарного уровня) Вселенной не объясняет всей совокупности наблюдаемых явлений. Современная теоретическая физика противопоставила существовавшей ранее редукционистской и статической модели мира новую модель, в которой призн
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 860

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205