Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924, с. Овсянка Красноярского кр. – 2001, Красноярский Академгородок), русский прозаик. Рано потерял мать, воспитывался в детском до...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

АСТАФЬЕВ



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
Виктор Петрович (1924, с. Овсянка Красноярского кр. – 2001, Красноярский Академгородок), русский прозаик. Рано потерял мать, воспитывался в детском доме, окончил ремесленное училище. Осенью 1942 г. добровольцем ушёл на фронт, был тяжело ранен. Демобилизовавшись в 1945 г., жил на Урале, работал слесарем, грузчиком и одновременно учился в вечерней школе. Публиковаться начал с 1951 г., в 1959—61 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве. Последние годы жил и писал в Красноярске. Первый рассказ о войне – «Гражданский человек» (позднее «Сибиряк») – был опубликован в 1951 г. в газете «Чусовой рабочий». Астафьев писал во всех прозаических жанрах, но главным в его творчестве был рассказ и крупные жанровые формы, созданные на его основе (повествование в рассказе). По мнению писателя, рассказ ближе всего стоит к живописному народному слову и «склонность нашего народа к устному повествованию оказала и оказывает на русскую новеллистику наиглавнейшее влияние». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 г. Основные произведения Астафьева: повести «Перевал» (1959), «Стародуб», «Звездопад» (обе – 1960), «Кража» (1961—65), «Пастух и пастушка» (1967, окончательная ред. 1989), «Ода русскому огороду» (1972), «Последний поклон» (1957—77), «Так хочется жить» (1994—95), «Весёлый солдат» (1998), книги «Затеси» (1982), «Людочка» (1987, опубл. в 1989); роман «Царь-рыба» (1972—75), «Печальный детектив» (1982—85, опубл. в 1986), «Прокляты и убиты» (1990—94). Астафьев написал также книгу, близкую к жанру литературной автобиографии, «Зрячий посох» (1978—82, опубл. в 1988). Проблематика произведений Астафьева многопланова: он пишет о нравственных ценностях, об отношении человека к природе, к миру, к людям. Писатель открывает народные характеры, воплотившие в себе лучшие черты формировавшейся веками трудовой нравственности, любви к земле. В судьбах героев Астафьев прослеживает историю страны.

В. П. Астафьев

«Последний поклон» – жанровое образование, по своей структуре близкое к «Царь-рыбе». Повесть во многом носит автобиографический характер. С появлением этой книги критики начинают относить творчество Астафьева к «деревенской прозе». Повесть состоит из отдельных глав-рассказов, действие которых начинается в конце 20-х годов и заканчивается после войны. Прослеживая историю мальчишки – сироты Вити, – писатель выявляет истоки нравственности, несгибаемого характера рус. человека, прошедшего и через «великий перелом» с его неисчислимыми бедствиями, и через войну, и отстоявшего свою землю от фашизма, не уронившего достоинства и чести. Хранителем народной морали, народной памяти в повести являются дед и бабушка Вити, Екатерина Петровна, прозванная «генералом». Осмысление войны, её враждебности самой жизни переплетается у героя-рассказчика с бесконечно дорогими образами бабушки и матери. Повесть «Кража» открыла ещё одно проблемно-тематическое направление в творчестве писателя: она рассказывает о судьбе детей-сирот в заполярном детдоме в 1939 г., в период сталинских репрессий. В духе традиций Ф. М. Достоевского Астафьев ставит вопрос о милосердии и сострадании. О скорбном сиротстве, духовном одиночестве современной деревенской девушки, приехавшей в город и изнасилованной шпаной, повествует потрясший многих рассказ «Людочка». Жанр «Царь-рыбы», как и «Последнего поклона» Астафьев назвал «повествованием в рассказах»: «Удалось мне ещё раз поэксплуатировать эту открытую не только мной форму повествования в рассказах в книге «Царь-рыба». Но форма – не окаменелость, не монолит, она подвижна (…) как сама жизнь». «Царь-рыба» состоит из отдельных новелл, таких как «Бойе», «Капля», «Уха на Богониде», «Сон о белых горах», «Туруханская лилия», «Царь-рыба» и др. Все они объединены мыслью о единстве человека и природы, взаимосвязи человека с землёй. «Царь-рыба» – один из ёмких рассказов цикла повествования, он носит притчевый характер, содержит в иносказательной форме нравственные заповеди народа. Ключ к разгадке иносказаний – в авторской фразе: «Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Я
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 1045

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205