Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
ЭТРУСКОВ ИСКУССТВО искусствонарода, населявшегов 1-м тыс. до н. э. область Этрурия (ныне Тоскана) на Апеннинском полуострове. Язык этрусков до сих пор не расшифрован, па...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

ЭТРУСКОВ ИСКУССТВО



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
искусствонарода, населявшегов 1-м тыс. до н. э. область Этрурия (ныне Тоскана) на Апеннинском полуострове. Язык этрусков до сих пор не расшифрован, памятники их письменности и литературы утрачены (сохранились лишь небольшие фрагменты надписей, в основном на надгробиях). Многие явления культуры и искусства этрусков известны лишь по свидетельствам тесно взаимодействовавших с ними греков и римлян. Этруски славились как искусные инженеры и строители городов. Именно у них римляне заимствовали умение осушать и орошать почву, возводить дороги, мосты и величественные, перекрытые сводами здания, а также тоги, гладиаторские игры и искусство гадания по сверканию молний, полётам птиц, печени жертвенных животных и т. д. История этрусского искусства делится на 4 периода: ориентализирующий (8–7 вв. до н. э.), архаический (6 в. до н. э.), классический (5–4 вв. до н. э.) и эллинистический (3–1 вв. до н. э.).
Собственно этрусской цивилизации предшествовала археологическая культура Вилланова (10—9 вв. до н. э., памятники обнаружены близ Болоньи).
В ориентализирующий период на искусство этрусков оказывали сильное воздействие художественные традиции народов Восточного Средиземноморья, в особенности греков. Архитектурные сооружения и скульптура этого времени не сохранились. О формах жилищ свидетельствуют погребальные урны (урна из Вульчи, 8 в. до н. э., изображающая круглую хижину). Урны, отливавшиеся из бронзы и украшавшиеся чеканным геометрическим орнаментом, мыслились не только как вместилище пепла покойного, но и как его символическое воплощение (урны из Кьюзи, т. н. канопы, увенчанные крышками в форме головы умершего, кон. 7 в. до н. э.).

«Матер-Матута». Известняк. 5 в. до н.э. Археологический музей. Флоренция


Саркофаг супругов из Черветери. Терракота. 6 в. до н. э. Музей виллы Джулия. Рим


«Погребальный пир». Фреска. 5 в. до н. э. Гробница Леопардов. Тарквинии


Канопа из Кьюзи. 6 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция


«Химера» из Ареццо. Бронза. 5 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция

В архаический период искусство этрусков достигло высшего расцвета. В Этрурии образовался союз 12 городов (Вейи, Ветулония, Клузий, Перузия, Популония, Тарквинии, Вульчи, Цере и др.). Во главе союза стояли цари, военная знать и жрецы-лукумоны. Города отличает регулярная планировка улиц, площадей и кварталов. Строились мощные крепостные сооружения, каменные мостовые, водопровод и канализация. В строительстве использовались камни различных пород, дерево и сырцовые (необожжённые) кирпичи. Рядом с городами живых возводились некрополи (города мёртвых) – грандиозные комплексы гробниц, часто напоминавших дома, стоящие вдоль улиц. Некоторые захоронения вырубались в скалах или устраивались в природных пещерах, другие строились из камня. Иногда центр погребальных камер занимал мощный четырёхгранный, сужающийся кверху столб, поддерживающий ложный свод (гробница Мариттимо, близ Вольтерры, 6 в. до н. э.). Часто встречались гробницы в виде круглого кургана (тумулуса), который покрывался сверху травой (некрополь Бандитачча близ Цере, ныне Черветери). Планировка погребений повторяла планировку домов знати: длинный наклонный коридор с комнатами по бокам вёл в просторное главное помещение с ложами у стен или в нишах. Храмы возводились на подиуме (высоком основании) и украшались колоннами только со стороны фасада (храмы на акрополе Марцаботто, близ Болоньи). Сформировалось два типа культовых сооружений – с одной целлой (святилищем) и с тремя, которые посвящались богам главной триады – Тину (Юпитеру), Уни (Юноне) и Менрве (Минерве).
В этрусской скульптуре заметно сочетание греческих и италийских принципов. Камень применялся редко, этрусские мастера работали с бронзой и терракотой (обожжённой глиной), ваянию предпочитали пластику. Храмы украшались терракотовыми антефиксами – декоративными деталями, служившими водоотводами, а также оберегами от злых духов, и акротериями – фигурными или узорными элементами, венчавшими фронтоны. Нам не известно ни одного имени этрусского скульптора, за исключением Вулки. Возможно, им было создано убранство храма в Вейях (6 в. до н. э.) – статуи Аполлона, Геракла, Гермеса и богини (видимо, Лето) с ребёнком на руках. Большинство скульптурных памятников связано с погребальными обрядами (саркофаги из Кьюзи, урны из Вольтерры). На севере, где долго практиковался о
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 1612

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205