Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОЕ культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошёл расц...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОЕ



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция; отчасти – Англия и Испания), где в 15–16 вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры во многом под влиянием Италии. Эти страны не обладали собственным античным наследием, как это было в Италии, где памятники древнеримской эпохи находились в каждом городе. Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь; новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традициями. В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и властелином природы, нидерландские и немецкие художники не утратили ощущения грандиозности и величия мироздания, где человек, камень, цветок – в равной мере драгоценные «перлы творения». Итальянский Ренессанс видел людей сквозь призму прекрасного идеала; Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и его окружения (отсюда интерес к интерьеру, натюрморту, пейзажу, тогда как в итальянской живописи преобладал возвеличивающий человека портрет). В искусстве северных стран было больше внутренней противоречивости, неравномерно развивались различные виды искусства. Ренессансные принципы воплотились прежде всего в живописи, графике и книжной миниатюре. Возрождение не сложилось здесь в цельную стройную систему, применение классических пропорций и прямой перспективы не было всеобъемлющим; художники широко использовали унаследованные от готики условные приёмы, добиваясь большей эмоциональной выразительности. Очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, природы, мира вещей. Революционным открытием в Нидерландах стала техника масляной живописи (Ян ван Эйк), повсеместное распространение которой дало художникам невиданные прежде возможности в воссоздании многообразия окружающего мира. В Германии И. Гуттенбергом было изобретено книгопечатание (1450). Среди крупнейших представителей Северного Возрождения были: Я. ван Эйк, Х. Босх, П. Брейгель Старший в Нидерландах; А. Дюрер, М. Нитхардт, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший в Германии; Ж. Фуке, Ф. Клуэ и Ж. Гужон во Франции.

Я. ван Эйк. «Гентский алтарь» с раскрытыми створками. 1432 г. Собор Св. Бавона. Гент


Я. ван Эйк. «Гентский алтарь» с закрытыми створками


М. ван Реймерсвале. «Сборщики податей». Сер. 16 в.


Х. Хольбейн Младший. «Портрет Эразма Роттердамского». 1523 г. Лувр. Париж


Д. Баутс. «Таинство причастия». Центральная часть триптиха. 1464—67 гг. Церковь Св. Петра. Лувен

Предвестием новой эпохи на рубеже 14–15 вв. стал расцвет живописи и книжной миниатюры в Бургундии – центре утончённого рыцарского готического искусства, где работали нидерландские живописцы Ж. Малуэль и его племянники братья Лимбург, М. Брудерлам и скульпторы К. Слютер и К. де Верве. В 15 в. в Нидерландах сложилась самобытная школа живописи (Я. ван Эйк, Р. Кампен, П. Кристус, Р. ван дер Вейден, Д. Баутс, Гертген тот Синт Янс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг). Художники не увлекались научно-теоретическими исследованиями, не стремились к возрождению античных образов; гуманистическая направленность их искусства воплотилась в одухотворённости человека и окружающего его пространства, в любовной передаче тончайших особенностей цвета, формы, фактуры предметов. Каждая деталь в их картинах – неповторимая и драгоценная частичка мира и в то же время – поэтический символ. Буквальное перенесение на местную почву итальянского опыта породило в 16 в. направление «романизма» с его аристократическими, стилизованными формами. Самобытное нидерландское искусство в кон. 15–16 вв. обратилось к реальному миру и народной жизни; развивался портрет, в картинах на библейские и мифологические сюжеты всё заметнее становились элементы бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Л. Лейденский, Й. Патинир). К. Массейс, П. Артсен и М. ван Реймерсвале писали лавки менял и конторы сборщиков налогов, кухни и рынки; образы народного искусства оживали в произведениях Х. Босха, П. Брейгеля Старшего. Архитектура в Нидерландах, как и в других северных странах, в 15 в. сохраняла в основном готический облик, однако стали строить больше общественных зданий – ратуш, помещений для цехов и гильдий.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 2356

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205