Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 34
ВЕЛАСКЕС (velasquez) Диего Родригес де Сильва (1599, Севилья – 1660, Мадрид), выдающийся испанский живописец, портретист; представитель стиля барокко. Происход...

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 105

Главная / Энциклопедии и справочники / Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия

ВЕЛАСКЕС



Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
(velasquez) Диего Родригес де Сильва (1599, Севилья – 1660, Мадрид), выдающийся испанский живописец, портретист; представитель стиля барокко. Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился у Ф. де Эрреры Старшего. В возрасте 11 лет стал учеником известного севильского художника Ф. Пачеко, на дочери которого женился в 1618 г. До 1623 г. работал в Севилье; писал бодегоны (бытовые картины; от исп. вodegуn – трактир, харчевня), изображая самые обыденные вещи – деревенскую глиняную утварь, кухни и рынки («Завтрак», 1618; «Севильский водонос», 1618—19; «Старая кухарка», 1619—20). Ранние произведения отмечены влиянием живописи Караваджо; образы людей из низов наделены в них подлинным благородством.

Д. Веласкес. «Сдача Бреды». 1634 г. Прадо. Мадрид

В 1623 г. переехал в Мадрид, где при содействии всесильного министра графа Оливареса был назначен придворным живописцем Филиппа IV с исключительным правом писать портреты короля. Знакомство с П. П. Рубенсом, прибывшим с дипломатической миссией в Мадрид, и поездка в Италию (кон. 1629 – нач. 1631 г.) способствовали совершенствованию мастерства Веласкеса. Созданные на рубеже 1620—30-х гг. мифологические картины во многом близки по стилистике к бодегонам («Вакх. Пьяницы», 1628—29; «Кузница Вулкана», 1630). Олимпийские боги похожи в них на простых деревенских жителей. «Сдача Бреды» (1634), предназначенная для королевского дворца Буэн-Ретиро, – одно из самых значительных произведений исторического жанра в европейском искусстве. Главнокомандующий голландских войск Ю. фон Нассау передаёт ключи от г. Бреды победившему испанскому полководцу маркизу А. де Спинола. Веласкес впервые акцентирует не торжество победителей над поверженными врагами, а мужество и чувство собственного достоинства, равно присущее голландским и испанским солдатам и офицерам, и рыцарское великодушие Спинолы по отношению к Нассау. В Риме Веласкес написал две работы в нехарактерном для испанской живописи 17 в. жанре пейзажа («Вилла Медичи в Риме. Полдень»; «Сад виллы Медичи в Риме. Вечер»).

Д. Веласкес. «Портрет Филиппа IV в серебряном одеянии» («Серебряный Филипп»). Ок. 1632 г. Национальная галерея. Лондон

По возвращении в Мадрид художник исполнил более 40 портретов короля. Почти на всех Филипп IV изображён в испанском гофрированном воротнике из жёсткого льна, который придумал он сам («Портрет Филиппа IV в серебряном одеянии», ок. 1632 г.). Во многих работах король и его наследники представлены на охоте («Кардинал-инфант Фердинанд Австрийский в охотничьем костюме», 1635). В парадных конных портретах на вздыбившихся конях, с полководческими жезлами в руках, на фоне величественного горного пейзажа представлены не только король и граф Оливарес, но и маленький принц Балтасар-Карлос («Конный портрет Оливареса», 1634; «Конный портрет Филиппа IV», «Принц Балтасар-Карлос на коне»; оба – 1635). В изображённых с мудрой непредвзятостью придворных шутах и карликах, служивших королевскому двору для потехи (серия портретов «Хуан Австрийский», «Эль Бобо», «Эль Примо» и др.; все – 1631—48), проникновенно раскрыты их человеческие качества.

Д. Веласкес. «Менины». 1656 г. Прадо. Мадрид

В 1649—51 гг. Веласкес вновь путешествовал по Италии (от Милана до Венеции) со своим учеником Хуаном Парехой, приобретая для королевской коллекции картины Тициана, Тинторетто, Веронезе и др. мастеров, а также произведения скульптуры. В Риме Веласкес исполнил «Портрет Х. Парехи» (1650), в котором белый воротник эффектно контрастирует с чёрными волосами и медно-красным цветом лица мавра, тёмные глаза пылают с выразительной силой. По желанию художника, Пареха ходил
">

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь  на  сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:



Просмотров: 1117

Поиск в данной энциклопедии


При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 205