Главная / Энциклопедии и справочники / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. - Энциклопедический словарь
Адам и Ева
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/material.php on line 128
Адам и Ева – прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски – человек, Ева – Haviva – земля, как мать всего живущего). В 1-й Моисеевой книге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое говорит, что Бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию (1, 26 – 30). Второе, что Бог создал сперва одного человека (по евр. – aclam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, где находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего А. (см. гл. 2 – 3). Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых людей из рая от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию А. покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию – на Голгофе. С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зендавесты у Персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни – Нот, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман, в образе змия, является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору. В Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился А. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся А. и послал архангела Гаврила научить его заповедям Божьим, на том самом месте, где позднее был воздвигнут храм в Мекке. А. свято исполнял заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену. А. похоронен на г. Абукаи, около Мекки. Позднейшие сказания иудеев и мохаммедан собраны Эйзенменгером ("Entdecktes Judentbum, Франкф., 1700 г.) и Гербелотом («Bibliotheque orientale»). В новой священной истории, как и в древнем Моисеевом сказании, первый человек А. является виновником греха и смерти (Рим. 5, 14), ему противопост. Христос, второй А., виновник жизни и бессмертия. В толковательной системе христианских гностиков и манихеев и в откровении мандеев А. считается первым безгрешным существом в Мире духов. В средние века А. и Е. часто изображали на произвед. искусства. Эти фигуры встречались на серебряных и цинковых купелях XIV и XV стол., в преддвериях готических церквей; фигуры изображались опоясанными листьями смоковницы, подле древа познания добра и зла; внутри же одной церкви Е. изображена за прялкой с ребенком, а А. – за плугом. В средние века история первых людей служила темой для мистерий, напр. во Франции. К древней христианской литературе относятся так называемые Адамовы книги, из них наиболее известны эфиопские (по нем. Дильман, Гёттинг., 1853 г.). Здесь фантастично обрисована жизнь первых людей, с примесью догматических взглядов на первобытное состояние, на грехопадение и искупление, на котором построена дальнейшая история людей, до смерти Ноя; потом уже идет в хронологическ">
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемой вами энциклопедической статьи урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать эту и другие статьи полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|