Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Презентация книги В.Каверина Два капитана - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Презентация книги В.Каверина Два капитана


Автор(ы): Собольникова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы; Арсибекова Татьяна Евгеньевна, библиотекарь


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы все мечтаем об интересной, яркой, необычной жизни, полной приключений и великих дел. Но иногда слышишь жалобы на то, что время сейчас тяжёлое…. Не до подвигов! Но я хочу вам предложить стать настоящим искателями приключений, людьми, которым не сидится на месте, людьми, мечтающими открыть что-то новое, неизведанное. И так, приглашаю вас стать пассажирами шхуны “Святая Мария”, которая отправилась открывать неизведанный Северный морской путь. Каждый из вас находится в окружении своих верных друзей, а также классных руководителей. Нет ничего важнее в дальней дороге, чем надёжное плечо друга. И так в путь. А теперь по традиции представим капитана нашего корабля, который и проложил дорогу в мир героев нашего романа. Это Вениамин Александрович Каверин.
Ученица: Вениамин Каверин (настоящая его фамилия Зильбер) родился 19 апреля 1902 года в городе Пскове. Там и прошло его детство. Как и многие его ровесники, Вениамин Александрович мечтал о далеких путешествиях, необычных приключениях. А самое главное – он хотел принести пользу своей родине. Характер человека можно узнать по его поступкам, отношениям с окружающими людьми. Но очень многое о нас могут сказать книги, которые мы читаем. Перед вами любимые произведения Вениамина Александровича Каверина. Но самым любимым был роман Луи Стивенсона “Остров сокровищ”.
Что общего у героев этих книг ? (Вопрос к залу) Конечно, это ум, отвага, жажда приключений, умение выходить победителем из любой ситуации. Герои его романа “Два капитана” также обладают этими качествами . Этот роман имеет реальную историческую основу: полярная экспедиция “Святой Анны” под руководством капитана Л.Г. Брусилова 1912-1914 годов, экспедиция Георгия Яковлевича Седова на “Святом Фоке” и В.А Русанова на “Геркулесе” .
Исследователи проследили по карте маршрут дрейфа “Святой Марии” и сравнили с найденными дневниками капитана Седова, и оказалось, что они полностью совпадают. И уже в наше время, в 1998 году было открыто место первой зимовки многострадальной экспедиции Седова, 2005 - на острове Попова –Чухина нашими российскими полярниками найдены останки пропавшей экспедиции Русанова. Черты характеров этих отважных капитанов, их судьбы, отражены в образе капитана Татаринова.
Внимательно посмотрите на карту, вы увидели здесь очертания северной части Тюменской области.
“Два капитана” - не единственное произведение Вениамина Александровича Каверина. Он автор многих приключенческих романов, и этот роман – лишь первая ступенька к знакомству с его творчеством.
Учитель: Но на нашем корабле появился необычный пассажир. Появляется мальчик. Молодой человек, а вы, кто такой?
Я – Саня Григорьев. Я родился и жил вместе с родителями и сестрой Сашей в городе Энске. Время было голодное, тяжелое и чтобы как-то прокормится, мне приходилось ловить раков и продавать их в пивной. И вот однажды вместо раков я нашёл сумку почтальона, туго набитую письмами. Сумку отобрал городовой, а письма были мокрыми и никуда не годились. Поэтому их забрала наша соседка - тётя Даша. Они принадлежали участникам экспедиции на корабле “Святая Мария”: штурману и капитану Татаринову. Читать я ещё не умел, и тётя Даша читала их вслух каждый вечер. Письмо штурмана она читала чаще других, и я выучил его наизусть. В нём сообщается, что “..Святая Мария” замёрзла ещё в Карском море и с октября 1913 года беспрестанно движется на север вместе с полярными льдами. Она стоит спокойно среди ледяного поля или, вернее, стояла с осени 1913 года до моего ухода. Может быть, она освободиться в этом году, но, по моему мнению, вероятнее, что в будущем, когда она будет приблизительно в том месте, где освободился “Фрам”. Провизии у оставшихся ещё довольно, и её хватит до октября – ноября будущего года. Во всяком случае, спешу Вас уверить, что мы покинули судно не потому, что положение безнадёжно. Конечно, я должен был выполнить предписание командира, но не скрою, что оно шло навстречу моему желанию. Когда я с тринадцатью матросами уходил с судна, Иван Львович вручил мне пакет на имя покойного теперь начальника Гидрографического управления и письмо для Вас. Не рискую посылать их почтой, потому что, оставшись один, дорожу каждым свидетельством моего честного поведения. Поэтому прошу Вас прислать за ним или приехать в Архангельск, так как не менее трёх месяцев я должен провести в больнице”.
Это письмо участника пропавшей экспедиции стало для меня чем –то вроде молитвы – я каждый вечер повторял его, дожидаясь, пока отец придет с работы.
После смерти родителей нас сестрой приютила тётя Даша. Но мне не сиделось на месте, жизнь в городе казалась мне скучной и неинтересной. Я мечтал стать полярным летчиком. Не сразу исполнилась моя мечта. С другом Петькой я убежал из дома, стал беспризорником, пережил и голод, и холод, но девиз, прочитанный в одном из писем, найденных в Энске стал моей путеводной звездой: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”.
Много лет я был летчиком на Крайнем Севере, и где бы ни оказался, везде искал следы пропавшей экспедиции. Исполнить мою мечту мне помогла поддержка моих друзей, также незнакомые мне люди: охотники, оленеводы, ученые. Жизнь доказала, что мы можем добиться много, если у нас есть настоящие друзья.
Учитель: Любое путешествие нуждается в подготовке. Перед путешествием ребята получили задание узнать, а какое впечатление произвели герои романа на людей старшего поколения (родителей, бабушек, дедушек, учителей)?
Послушаем их воспоминания.
Но не только они знают этот роман. Среди нас есть ребята, уже знакомые с этим произведением, поэтому мы предлагаем ответить вам на вопросы по роману. Ну, а для тех, кто его не читал, они может быть станут стимулом познакомиться поближе с Санькой и его друзьями.
Библиотекарь зачитывает вопросы по книге:
Почему автор назвал свой роман “Два капитана”?
Как называлась шхуна капитана Татаринова?
Как узнал Саня об экспедиции капитана Татаринова и шхуне “Святая Мария”?
Ответ: Сумка почтальона, выброшенная речной волной; в ней были письма.
На примере какой птицы ребят обучали в детском доме всем наукам? Назовите предметы?
Ответ: Утка. Русский язык, естествознание, география.
Назовите главных героев романа “Два капитана”? Какой клятвой скрепили свою дружбу ребята? Из скольких человек состояла команда экспедиции капитана Татаринова?
Ответ: из 30 человек. <...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.12.02 | Просмотров: 3262

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340