Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Порядок слов в предложении. Инверсия - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Порядок слов в предложении. Инверсия


Автор(ы): Авдеева Маргарита Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока.
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации.
Язык неистощим в соединеньи слов…
А. С. Пушкин
Порядок слов – главная сокровищница русского языка.
А. М. Пешковский
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Они пришли посмотреть на то, как мы умеем работать.
Сегодня мы продолжаем разговор о средствах художественной изобразительности русского языка.
Тема нашего урока - Порядок слов в предложении. Инверсия. Мы должны познакомиться с новыми выразительными средствами языка, углубить знания о сочетаемости слов в предложении, обобщить знания о том, что слова в языке выбираются в зависимости от ситуации.
2. Проверка домашнего задания.
Но сначала проверим домашнее задание – ваши письменные работы, в которых вы учились использовать в тексте гиперболы и синекдоху.
- Что такое гипербола?
- Гипербола – это художественное преувеличение.
- Что такое синекдоха?
- Синекдоха – это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями.
Прочитайте свои миниатюры, написанные дома, в которых вы употребили синекдоху и гиперболу.
3. Погружение в тему.
  • Беседа.
Мы с вами знаем теперь, какие выразительные средства может использовать автор в своем произведении, но мы не обращали внимание на синтаксис, на то, как построено предложение.
Как вы думаете, что значат слова А. С. Пушкина, взятые эпиграфом к нашему уроку: “Язык неистощим в соединеньи слов…”.
Учитель делает вывод.
- Для выражения своей мысли человек использует различные слова.
- В зависимости от цели высказывания выбираются форма речи и средства связи слов.
- Разные речевые ситуации требуют своих правил.
4. Объяснение нового материала.
Давайте посмотрим, какие же существуют правила построения предложений в тексте.
Обратимся за информацией к учебнику.
§16, стр.75.
Прочитаем эти правила.
  • не повторять одни и те же слова, не строить одинаково стоящие рядом предложения;
  • использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля;
  • использовать порядок слов для передачи смысла высказывания.
Но в русском языке, несмотря на все правила, есть и другие разнообразные возможности, которые позволяют сделать речь более выразительной. Это, прежде всего, порядок слов в предложении. Александр Матвеевич Пешковский (известный ученый-руссист) отметил, что “порядок слов – главная сокровищница русского языка”.
Обратимся к отрывку из рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”.
Упр.78, стр.76.
Обратите внимание на то, как проявляются здесь три названных нами правила.
Прочитаем текст.
Была раз гроза сильная, и дождь час целый как из ведра лил. И помутились все речки; где брод был, там на три аршина вода пошла, камни ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам.
Вот как прошла гроза, везде по деревне ручьи бегут. Жилин выпросил у хозяина ножик, вырезал валик, дощечки, колесо оперил, а к колесу на двух концах кукол приделал.
Найдите
языковые средства, которые вы уже знаете.
Лил как из ведра – синекдоха.
- Что такое синекдоха?
- Синекдоха – это… .
Вода пошла, ворочает, гул стоит, гроза прошла, ручьи бегут – олицетворения.
- Что такое олицетворение?
- Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных мыслить, действовать, чувствовать.
- Как проявляются в данном отрывке названные правила?
- Как построены предложения?
- Все предложения начинаются с разных членов предложения (1 - глагол-сказуемое, 2 – союз, 3 – наречие-обстоятельство, 4 – указательное местоимение-обстоятельство, 5 – существительное-подлежащее).
- Все предложения построены по-разному (1 – сложносочиненное, 2- сложное с разными видами связи, 3- сложное бессоюзное, 4 – сложноподчиненное, 5 – простое с однородными сказуемыми).
- Что еще необычного в построении предложений вы заметили?
- Слова стоят в необычном порядке.
- Обратите внимание, что сказуемое стоит перед подлежащим, определение после определяемого слова. Это нехарактерно для русского языка.
- Найдите такие примеры в тексте примеры.
- Была гроза, помутились речки, прошла гроза, гроза сильная.
- Как же называется это явление?
Посмотрим определение в учебнике и откроем ещё одну неизвестную строчку в нашей таблице.
§17, стр.77.
Инверсия – необычный порядок слов. Это одно из изобразительных средств языка.
Инверсия помогает выделить самое важное слово, а также стилистическую и эмоциональную окраску речи.
5. Закрепление нового материала.

Очень часто поэты и писатели в своих произведениях используют инверсии.
Мы видели, как владел этим мастерством Л. Н. Толстой в прозаическом тексте.
Обратимся к лирике.
Упр.81, стр78.
Прочитаем отрывки из стихотворения М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Ещё не склонялся под кущей зеленой…
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселой раскинулся стан…
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
- Мы с вами научились находить инверсии в тексте.
Усложним работу.
  • Задание 1.
У вас на столах лежат карточки с текстом.
Прочитаем его.
Лес роняет багряный свой убор,
Мороз сребрит увянувшее поле,
День проглянет, как будто поневоле,
И за край скроется окружных гор.
Поменяйте местами подлежащее и сказуемое, чтобы получился авторский текст.
На эту работу вам отводится 2 минуты. Время определяют песочные часы.
Работа проводится в парах.
Прочитаем то, что у вас получилось.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Прог...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2976

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340