Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Урок музыки в 3-м классе по теме: Выразительные и изобразительные интонации
Автор(ы): Антипенко Оксана Васильевна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - продолжить изучение темы “Интонация”;
- рассмотреть еще один вид интонации;
- через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи: - научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов.
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять в музыке главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
- воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и художественные произведения.
Форма урока: урок-путешествие Методы: - организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный,
- проблемно-поисковый,
- ретроспективы,
- репродуктивный;
- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- метод эмоциональной драматургии,
- создание нравственных переживаний,
- ситуация занимательности,
- прием сопоставления,
- сравнение, анализ,
- игра.
Музыкальный материал: - Д.Б. Кабалевский “Мы дежурные” – разучивание, исполнение;
- С.С. Прокофьев симф. сказка “Петя и волк” – слушание (фрагменты);
- Д.Б. Кабалевский “Три подружки” – слушание;
- Неизвестный автор “Утро в лесу” (музыка для релаксации) – слушание;
- А. Журбин “Веселый лягушатник” – исполнение;
Оборудование: карта-схема города Интонация, мультимедиапроэктор, слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD-записи. ХОД УРОКА I. Оргмомент Со звонком дети входят в класс под музыку. На экране проектора приветствие (слайд №1) “Доброе утро, юные любители музыки!” Учитель исполняет музыкальное приветствие без выразительности. II. Актуализация знаний Учитель: Чего не хватает в нашем приветствии? Дети: Выразительности (исполнить приветствие с выразительной интонацией). Учитель: Обратим внимание на ребус и попробуем его расшифровать (слайд №2). – Что такое интонация? Дети: Интонация – это выразительность, а еще это название города. На доске появляется карта-схема города Интонация. Учитель: На каких улицах города мы с вами были на прошлом уроке? Дети: На улице Музыкальных и речевых интонаций и на улице Правил выразительной интонации. Учитель: Отчего зависит выразительность интонации? Дети: От соблюдения знаков препинания и правил выразительной интонации. Учитель: Давайте заглянем на улицу Музыкальных и речевых интонаций и вспомним в чем их сходство и различие (слайд № 3). Дети: Сходство этих интонаций в том, что они должны быть выразительными, а различия в том, что музыкальную интонацию можно записать точно по высоте и она не изменится по истечении времени, а речевая интонация может изменяться. Далее идет работа со слайдами № 3, № 4, № 5. Учитель: Обратите внимание, на этой улице появился игровой салон “Интонационка”, где нас встречает конферансье. Попробуйте произнести его фразу соответствующей интонацией. Игра в этом салоне заключается в следующем: нужно произнести фразу соответствующей интонацией (речевой или музыкальной), подходящей для данного персонажа или иллюстрации. Работа со слайдом № 6. Ребята произносят последнюю фразу “Кто дежурные?”, представленную в игровом салоне. Учитель: Знакома ли нам эта фраза? Откуда она? Дети: Эта фраза из попевки Д.Б. Кабалевского “Кто дежурные?”. Слушание попевки Д.Б. Кабалевского, разучивание 2, 3 куплетов и затем выразительное исполнение попевки по группам. Учитель: Какие интонации услышали в попевке? Как движется интонация? Дети: В попевке слышны вопросительные и утвердительные интонации, а также слышна горделивая интонация – “самые дежурные”, “лучшие дежурные”. Ребята гордятся тем, что сами делают свой класс чистым и красивым. Интонация движется вверх и вниз. III. Изучение нового материала Учитель: Сегодня мы заглянем еще на одну улицу (Выразительных и изобразительных интонаций) нашего необыкновенного города (работа со слайдом № 7). Интонация, как и музыка, может быть изобразительной (“рисует”) и выразительной (чувства человека). Какие интонации были в попевке “Кто дежурные?”. Дети: Интонация была выразительной, т.к. выражала чувство гордости за класс. Учитель: Вспомните героев сказки “Петя и Волк”, которую написал С.С. Прокофьев. Почему она называется еще и симфоническая? Дети: Симфоническая сказка потому, что голоса героев заменили звучанием симфонических инструментов. А героями этой сказки являются – Петя, кошка, птичка, утка, волк, охотники, дедушка. Учитель: А с помощью чего музыка рисовала портреты героев в этой сказке? Дети: Музыка рисовала портреты героев с помощью характера и различных интонаций. Слушание фрагментов из сказки. Цель – узнать героя и описать характер звучавшей интонации. - Кошка – вкрадчивые, мягкие интонации
- Утка – неуклюжие, басовитые интонации
- Дедушка – ворчливые интонации
- Петя – безмятежные, озорные интонации
Учитель: Если музыка “рисовала” образ, можем мы определить какие это интонации выразительные или изобразительные? Дети: Интонации были изобразительными. Учитель: Во втором классе к нам в гости приходили три подружки, которые, оказывается, проживают на этой улице в доме № 5 (работа со слайдом № 8). Вспомните как их зовут и с помощью эмоций передайте их настроение. Дети: Их зовут – Плакса, Резвушка, Злюка (далее игра “Эмоции”). Слушание музыки Д.Б. Кабалевс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.02 | Просмотров: 2121
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|