Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Из опыта преподавания истории Древнего мира - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Из опыта преподавания истории Древнего мира


Автор(ы): Максимова Татьяна Александровна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Курс истории древнего мира занимает, на мой взгляд, одно из важнейших мест в формировании интереса к истории как науке, в стремлении познавать, искать в прошлом ответы на вопросы настоящего.
У пятиклассника должен возникнуть естественный вопрос: “Кто мы? Откуда мы? Где наши корни?”. И должно возникнуть желание найти ответ.
Взгляд на прошлое весьма противоречив. Задача учителя помочь своему ученику стать исследователем, пробудить в нем любознательность и пытливость.
Первым шагом на пути решения поставленной задачи является первый урок истории. Я предлагаю несколько вариантов построения данного урока.

Вариант 1

Тема: Первое знакомство с историей.
Цели:
  1. Дать представление об истории как науке.
  2. Ответить на главный вопрос: ”Для чего нужно изучать историю?”
  3. Дать представление об источниках исторической информации, помогающих воссоздать картины прошлого в сознании людей.
  4. Начать формирование навыков работы с историческими источниками.
Оборудование урока: историческая карта, географическая карта, газеты, книги, изданные в прошлых веках, репродукции картин художников, отображавших различные исторические события (две - три картины), открытки с изображением древнейших орудий труда, предметов быта, одежды.
Урок начинается с вводной беседы:
1.Что такое история?
2. Зачем её нужно изучать в школе? Зачем её нужно знать людям?
3. В четвёртом классе вы уже знакомились с исторической наукой, изучали наиболее важные события в жизни народов России. Что вам запомнилось больше всего?
4. Кто из вас любит читать книги, рассказывающие о каких-либо исторических событиях? Кто хочет поделиться своими открытиями, сделанными при просмотре телепередач, чтении книг или журналов?
Беседа помогает восстановить в памяти то, что изучалось в начальной школе, способствует активизации мыслительной деятельности, помогает выявить степень готовности учащихся к восприятию исторического материала, уровень интеллектуального развития, умение фантазировать, готовность к сотрудничеству на уроке.
Знакомство с планом урока:
  • Что такое история?
  • Как люди узнали о своём прошлом? Как ученые узнают о далёком прошлом?
  • Что нам помогает в изучении истории?
Опираясь на уже сказанное в начале урока, выслушав выводы по высказанным предположениям, даем определение термину “история”:
ИСТОРИЯ - это наука о прошлом человека и общества.
Отвечаем на вопрос о значении знаний о прошлом. Затем учащиеся в общих чертах знакомятся с основными этапами исторического развития, которые прошло человечество.
Изучение второго вопроса плана начинается с вопроса: Сколько же нам лет? Как можно найти ответ на этот вопрос?
Демонстрируются фотографии, открытки, изображающие археологические раскопки и находки ученых во время этих раскопок. Дается представление об археологии как науке и археологах, занимающихся изучением далёкого прошлого Земли и человечества.
То, что мы с вами увидели, относится к вещественным источникам. А к каким источникам исторического знания можно отнести книги, газеты, журналы, старые письма, дневники, школьные записи? Это все письменные источники исторического познания.
Рассмотрите фотографии и открытки, где изображены одежда и предметы быта. К каким источникам мы можем отнести изображенные здесь вещи? (Учащиеся знакомятся с наукой этнографией).
Изучение третьего вопроса плана. На уроках истории древнего мира мы будем изучать зарю человеческого общества. Если всю историю человечества представить в виде метровой ленты, то 99 сантиметров приходится на историю первобытного общества, а только один сантиметр - на все последующие этапы развития. Почему? Мы будем искать ответы на этот вопрос на наших уроках. Мы увидим, как рождались и исчезали народы, возникали и гибли государства. Что нам поможет в поисках? Конечно же карта и атлас, учебник, хрестоматия и книга для чтения по истории древнего мира, а также художественная литература, имеющаяся в школьной библиотеке.
(Выступление школьного библиотекаря с кратким обзором имеющейся в школьной библиотеке художественной литературы.)
Затем класс делится на творческие группы “юных исследователей”. Каждой группе дается задание:
  • Как нам будет помогать учебник в изучении курса истории?
  • Какие подсказки может дать историческая карта и чем она отличается от карты географической?
  • Чему мы сможем научиться, выполняя задания контурной карты?
  • Для чего нужны хрестоматия и книга для чтения по истории древнего мира?
  • Какие источники знаний мы можем привлечь на уроках истории для углубления нашего исторического познания?
В течение 10 минут учащиеся работают самостоятельно, затем идет проверка самостоятельной работы.
В конце урока учитель показывает образец рабочей тетради по истории.
При подведении итога урока учитель просит поделиться мыслями о тех открытиях, которые сделали учащиеся на уроке истории.
Домашнее задание тоже необычно: необходимо рассказать родителям о своих открытиях на уроке и попробовать изобразить урок в красках.

Вариант 2

Проводится интегрированный урок. На него приглашаются учителя, которые будут преподавать в данном классе географию, биологию, математику; (вариант интеграции - история + география + биология; история + биология + математика). В течение 10 минут учителя увлекательно показывают связь истории с их предметами. Здесь и увлекательное путешествие в мир чисел (возникновение математической науки, как считали древние египтяне или индийцы, показать роль математических знаний при строительстве пирамид, ирригационных систем, работы сборщиков налогов и т.д.)
Преподаватель географии может рассказать о представлении древних людей о Земле и сравнить их с сегодняшним познанием мира.
Учитель биологии может познакомить ребят со следующими рассказами:
“Некий китайский врач навещает больного и прописывае...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.11 | Просмотров: 2277

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340