Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок музыки в 6-м классе Музыка возвышает и облагораживает человека - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Урок музыки в 6-м классе Музыка возвышает и облагораживает человека


Автор(ы): Потапчук Наталья Александровна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества И. С. Баха.
Задачи:
  • закрепить понятия полифония, фуга;
  • способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;
  • научить определять многоголосие в фуге;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся;
  • выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха.
Тип урока – закрепление материала.
Жанр урока – тематический.
Приемы музыкальной деятельности:
  • практические упражнения;
  • анализ конкретной ситуации;
  • активное слушание, вокализация;
  • размышление о музыке.
«Человек – это звучит гордо».
М. Горький.
«Если представить всех композиторов
в виде длинной горной цепи, то этот
своею вершиной высоко уходит в небо».

М. Горький.
Ход урока
Вступление
Учитель: Сегодня наш урок будет полностью посвящен творчеству одного великого композитора. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке; выясним, чем музыка этого композитора отличалась от произведений других авторов.
Учитель: Посмотрите, два эпиграфа перед вами. В конце урока вы скажете, какой из этих эпиграфов, по-вашему, подходит к уроку и почему. На доске не хватает темы. Ее вы сформулируете в конце урока. Прослушаем музыкальное произведение и определим его автора.
(Звучит Токката ре минор.)
Учитель: Кто автор этого произведения?
Ученик: Автор этого произведения И. С. Бах.
Экспозиция
Учитель: И. С. Бах – это одна из величайших высот музыкального искусства, к постижению которой человек может стремиться всю жизнь. Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман. Вот как он обратился к Баху в стихотворении «Господину капельмейстеру И. С. Баху»:
«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».
Прошло более 200 лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни он не получил заслуженного внимания. Этому есть свои причины. Кто мне их назовет?
Ученик: Бах жил в сложное и трудное время – в эпоху распада феодального общества. Тридцатилетняя война, принесшая народам Европы страдания и нищету, особенно тягостно сказалась на судьбе Германии.
Учитель: Давайте вспомним, что же представляла собой духовная музыка до Баха.
Ученики: Это была церковная музыка, где мелодия отходила на второй план, уступая главную роль словам. Ничего не должно было отвлекать людей от смирения, поклонения церкви.
Учитель: И Бах, как истинный творец, не мог этого вынести. Что же он сделал?
Ученик: Он наполнил церковные произведения человеческими чувствами – страданием, борьбой, радостью, гордостью.
Учитель: Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение И. С. Баха. С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; определите – какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения.
(Звучит органная Фуга соль минор.)
Разработка
Учитель: Что такое полифония? Какие полифонические жанры вам известны?
Ученик: Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово в переводе с греческого означает «многозвучие». С полифонией ассоциируется особый мир музыкальной образности. Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам. Существуют следующие полифонические жанры – мессы, мотеты, хоралы, фуги.
Учитель: В словах великого композитора заключен глубокий философский смысл. В них подчеркивается истинный характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Какие же законы отличают полифоническую музыку?
Ученик: Прежде всего, в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведет свою собственную мелодическую линию, столь же яркую и столь же самостоятельную, как и другие линии. Время вступления последующего голоса подчинено закону их благозвучного взаимодействия: при этом один голос, не нарушая самостоятельности другого, как бы аккомпанирует ему, обогащает его звучание.
Учитель: Какой полифонический жанр И. С. Бах развил до совершенства?
Ученик: Бах развил до совершенства фугу.
Учитель: Давайте посмотрим, что же говорится о фуге в учебнике.
Работа с учебником.
«При всем многообразии полифонических жанров и приемов высшего своего выражения полифония достигла в фуге. Фуга – это форма полифонических произведений, при которой тема, представляющая яркую и выразительную мелодию, проводится поочередно во всех голосах. Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное изображение (в обратной последовательности) – не только обогащают ее звучание, но придают ей интеллектуальный, философский смысл. Своеобразная философия фуги, как одного из самых сложных по образу и технике музыкальных жанров, привлекала к ней многих композиторов, чье творчество отмечено глубиной философских исканий. Фуга порой привлекала и тех, кто пытался в другие виды художественного творчества внести идею музыки, музыкальности, кто с этой целью старался пластическими средствами выразить свои представления о музыкальных жанрах».
Учитель: Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов. Высшие ее образцы одновременно являются высшими образцами музыки вообще: в фуге способны найти выражение самые глубокие мысли, самые благородные мысли, самые благородные чувства, на которые способен человек. Не случайно И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге – то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой, – такой же многоликой и многообразной, как и сама музыка.
Учитель: Предлагаю вам прослушать фугу, определить характер и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.16 | Просмотров: 3550

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340