Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Работа историков в экспериментальном режиме школы № 22 г. Перми
Автор(ы): Старикова Елена Юрьевна, учитель истории, обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В школе № 22 с углубленным изучением иностранных языков, работающей над проектом создания Европейской двуязычной школы (Российского варианта), цели, содержание и технологии обучения школьников определяются общей концепцией школы: "обучение иноязычному общению в контексте диалога двух культур", воспитание не просто личности, а личности, мыслящей в духе общечеловеческих ценностей, готовой к труду и общению, к свободной адаптации в Европе. Школа готовит выпускников - представителей пермской интеллигенции, "способной к плодотворному экономическому, техническому, гуманитарному сотрудничеству с интеллектуалами Европы и мира в качестве равноценных партнеров на благо России" ([10, c.6], схема сотрудничества). С учетом содержания, обучения, организации учебного процесса, в рамках проекта ЕДШ, билингвистического развития и билингвального образования в школе особое место занимает преподавание обществоведческих и исторических дисциплин (экономика, социология, право, обществознание и история). Преподавание истории представляет собой целостную систему знаний по предмету с едиными подходами в преподавании, общими требованиями к знаниям и умениям учащихся (Приложение № 2), критериями оценки по истории (Приложение № 3). Концептуальной основой программ является цивилизационный, культурологический и интегративный подход. Акцент делается на выделении особенностей исторического развития России и ведущих мировых держав в общей системе мировых цивилизаций. Отечественная и всемирная история представляется как единый и целостный исторический процесс. Интеграция исторических знаний (по краеведению и истории России, Всемирной истории) осуществляется при изучении каждого исторического периода и на всех ступенях образования учащихся, например: 3 класс | Пропедевтический курсТема “Удивительный мир истории” | Генеалогия.История моей семьи. | 6 класс | Средние века.Тема “Средние века. Лента времени. Исторические источники периода”. | Археологические памятники. | 9 класс | Новая история.Тема "Первая мировая война. Основные военные действия на фронтах." | Россия в первой мировой войне(основные военные сражения на Восточном фронте). | 11класс | Новейшая история.Тема "Современный этап развития мирового сообщества". | Постсоветский период развития России: особенности и проблемы | Преподавание исторического образования в едином режиме дает возможность показать взаимодействие не только социально-политических процессов истории России и зарубежных стран, но и провести взаимосвязь между разными школьными дисциплинами, т.е. реализовать в полной мере интегративный подход в обучении. На уроках русского языка в словарный диктант включаются исторические понятия, такие как: цивилизация, национализм, сепаратизм, неоконсерватизм, деколонизация, двоевластие, коллективизация и др. Этим достигается не только свободное владение терминологией, но и грамотность письменной речи учащихся. В ходе изучения литературы есть художественные темы и образы, напрямую связанные с историей нашей страны и других стран - художественные особенности былин, народного эпоса и мифов; произведения Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского и т.д. Знакомство с художественным творчеством писателей помогает эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, художественно-образному восприятию и представлению изучаемых исторических событий. Проблемы и особенности современного развития стран и регионов требуют от учащихся обобщенных знаний по политической и социальной географии России и зарубежных стран. Учащиеся знакомятся с целым комплексом экономических понятий и явлений, особенно, при изучении истории XX века, при рассмотрении вопросов, связанных с рабочим движением в странах мира; регулированию государством трудовых соглашений (закон Вагнера, закон Тафта-Хартли и др.); условия и основные характеристики: традиционной, командной и рыночной экономик; классификация крупных промышленных предприятий - монополий (трест, синдикат, концерн, корпорация, акционерное общество) и их взаимодействие с государством (антитрестовский закон Шермана), особенности современного капитализма и государственные программы экономических преобразований (Р.Кейнс, Ф.Рузвельт, М.Тетчер, Р.Рейган и др.) Особо тесным является взаимодействие истории и других обществоведческих дисциплин: право, политология, социология, философия: вопросы научных знаний, соотнесение теории и практики; формирование научных школ и научной терминологии; история научных открытий (революция в естествознании и появление новых наук в к. XX в.); учащиеся выбирают из сведений, полученных при изучении химии, биологии, физики и математики. Изучая на уроках истории проблемы, связанные со странами, язык которых изучается (Франции и Англии), учащиеся используют аутентичную литературу (учебные и художественные тексты на ИЯ), что позволяет применить знания иностранных языков, учит сопоставлять точки зрения отечественных и зарубежных историков, получать информацию из разных источников. Очевидным становится возможность включения билингвального компонента в изучении истории. Для успешного решения вопросов БР и БО учащихся МО историков имеет "куратора", учителя французского языка, который помогает в составлении словаря-минимума исторических терминов, в подборе необходимого тестового материала на иностранном языке. Кроме того, учитель французского языка участвует в планировании и реализации уроков истории, реализующих систему БО, главная цель которых сделать естественным использование ИЯ на уроках других предметов, в том числе и истории. Единство учебно-воспитательных целей, системный подход в преподавании всех школьных предметов, обусловленный экспериментальным режимом, дал новый стимул в работе учителей школы, стал общим направлением в творческих педагогических поисках. Работа в экспериментальном режиме изменила работу МО. За последние 2 года историками проделана большая работа: - составлен русско-французский словарь исторических терминов и реалий с 3 по 11 класс по всем историческим курсам; количество основных терминов и реалий в среднем составляет 30-35 лексических единиц в год (Приложение № 4); - в 2001/2002 учебном году идет работа по внедрению словаря в учебный процесс, отбор эффективных приемов использования французско-русской терминологии на уроках; - в курсах истории (3–11 класс) выделены темы для использования аутентичной литературы, осуществляется подбор исторических текстов с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся и уровнем обучености по иностранным языкам (Приложение № 5); - проходят интегрированные уроки (3 - 11 классы) "История + Французский язык" в рамках "Диалога культур" Россия – Франция, например: 6 класс (Средневековье) - "Жанна д`Арк - национальная героиня Франции" 8 класс (Новая история) - "Наполеоновские войны (1799-1815)" 9 класс (Новейшая история) - "Новые направления в искусстве. Дягилев и русские сезоны". - для отслеживания результатов работы в экспериментальном режиме составлены рефлексивные карты по истории для учащихся 3–11-х классов (Приложение № 7); - для анализа эффективности организации учебного процесса и содержания изучаемого предмета, составлены анкеты для учащихся 3–11-х классов (Приложение № 6). Изменились и формы организации учебного процесса. Приоритетной становится групповая форма работы учащихся. Каждый ученик может попробовать себя в роли консультанта и организатора, а также исполнителя конкретно поставленной задачи, научиться приемам коллективной работы, выработки общего решения и аргументированного ответа, навыкам групповой рефлексии и саморефлексии. Эксперимент по осуществлению БР и БО, интегрированный подход в обучении способствует: - повышению интереса к школьным дисциплинам, в частности, и к предмету истории, формированию нравственных ценностей и политической убежденности; - активизации учебной деятельности учащихся на уроках, развитию их творческих способностей, навыков коллективной работы, развитию критического исторического мышления через постановку проблемных и нетрадиционных задач; - применению французского языка не только как средства коммуникативного общения, но и как способа обучения, эффективного средства получения новой информации. Объединение знаний истории и других школьных дисциплин расширяет кругозор учащихся, формирует общеучебные навыки и умения, обеспечивает учащимся успех при осмыслении сложных современных политических и социально-экономических процессов. Завершается историческое образование в школе (11 класс) курсом "Россия и мир в XX веке". Масштабы и глубина социально-политических изменений XX в. стали беспрецедентны для мировой истории. События века придали истории действительно всемирный и глобальный характер, наполнили историческую науку альтернативными взглядами на основные события современной истории [8, с.3]. Для осмысления проблемных и спорных вопросов современной истории, систематизации огромного научно-публицистического материала с учетом новых подходов в преподавании истории и специфики обучения учащихся на III ступени обучения в школе (профильно-ориентированном) автором был создан УМК по истории XX века [13, с.176]. УМК по истории XX века является результатом многолетней работы учителя в школе № 22 на третьей ступени обучения. УМК содержит: - авторскую программу по истории "Россия и мир XX века"; - тематическое планирование курса;
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.16 | Просмотров: 1565
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|