Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Значение рисунка в формировании будущего архитектора - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Значение рисунка в формировании будущего архитектора


Автор(ы): Беседина Ирина Владимировна, старший преподаватель, кафедра архитектуры и дизайна, учитель ИЗО


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Рисунок – одна из ведущих дисциплин в обучении архитектора. И это понятно, так как рисунок является главным изобразительным средством творческого метода архитектора. Архитектор должен постоянно стремиться к более совершенному решению всех проблем проектирования, и рисунок – одно из средств достижения этой цели. Он должен хорошо владеть искусством рисования - это залог успешного выполнения любой проектной задачи.
Французский философ XVIII века Дени Дидро писал, что «страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах» [1].
В настоящее время рисунок архитектора не просто определён как средство профессиональной коммуникации или как «язык» диалога: архитектор – исполнитель – потребитель, а трактован как один из основных инструментов творческого процесса. Целью архитектурного образования является подготовка студентов к активной творческой практической деятельности. Архитектура занимает особое место в системе культуры, а архитектору отводится одна из главных ролей – творить прекрасное. Но чтобы создать красоту, он должен увидеть её, «пропустить» через себя и суметь изложить её на бумаге.
Для успешной работы в архитектурной графике необходимо развивать способность видеть окружающий мир глазами художника, замечать необычное в обычном, быть наблюдательным и увлечённым. Для успешного выполнения любой проектной задачи, архитектор должен владеть искусством рисования. Высокое искусство рисования является одним из качественных критериев профессионализма будущих архитекторов. В связи с этим хотелось бы особо выделить такое необходимое архитектору качество как креативность.
Креативность – это фактор, способствующий раскрытию потенциала студентов и преподавательского состава, влияющий на противостояние имеющимся трудностям и помогающий найти неординарные пути выхода из неординарных ситуаций.
Что же включает в себя понятие «креативность»? По определению А.И.Субетто, это:
- умение творчески мыслить в любых сферах человеческой деятельности, находить оригинальные решения жизненных проблем с опережением времени;
- умение решать творческие задачи в своей профессиональной области;
- умение управлять психологической инерцией мышления на базе знаний методов и приёмов управления;
- умение принимать решения в условиях риска;
- знание законов логики и эвристических приёмов мышления;
- знание и умение применять инструмент теорий сильного мышления в жизненных ситуациях с ориентацией на идеальное качество результата;
- понимание основных закономерностей окружающего нас мира, систем и объектов.
Мир вступает в новую форму развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Новые технологии, компьютерная сеть, машинная графика, специальная множительная техника, с быстрым и лёгким построением сложнейших перспектив и пространственных образов на автоматических чертежных машинах, интернет со стремительной скоростью внедряются в нашу жизнь. Поэтому развитие креативности у студентов, будущих архитекторов, является первоочередной задачей преподавателей. Как преподаватели изобразительного искусства, мы видим решение этой проблемы в развитии и совершенствовании художественных способностей студентов – архитекторов и, в частности, овладении искусством рисования.
Искусство рисования включает несколько этапов: наблюдательность, цельное видение, зрительную память. Как говорил П.П. Кончаловский, «…вся жизнь художника должна быть непрерывной цепью наблюдений и впечатлений» [2]. В процессе обучения изобразительному искусству возникают следующие, неразрывно связанные между собой педагогические задачи:
  • воспитание и развитие природной способности к наблюдению;
  • цельное видение и восприятие действительности;
  • развитие и укрепление зрительной памяти;
  • умение вызывать у себя представление о ранее воспринятом.
Чтобы лучше понять значение этих важнейших качеств, бегло проанализируем сам процесс обучения рисунку.
Что же даёт длительный учебный рисунок на аудиторных занятиях? Учебный рисунок с натуры (рис. 1), основанный на длительном наблюдении и подробном её изучении, является главной традиционной формой обучения рисунку. Он учит правдоподобно передавать предметы, которые видит рисующий; их характерные особенности, формы и пластические свойства. Рисунок даёт основные важные теоретические знания и практические навыки. Знания включают в себя основы наблюдательной перспективы, некоторые вопросы физики (законы распространения света, оптика), понятие о светотеневых отношениях (тон), основы пластической анатомии человека и животных.
Для длительного рисунка на первом и втором годах обучения студентам предлагается неподвижная мёртвая натура: различные предметы, гипсовые слепки орнаментов, античных ваз и капителей, гипсовые части лица (с последующим усложнением форм).
На третьем и четвёртом годах обучения при ознакомлении и изучении человека в качестве пособий используются гипсовые слепки греческих и римских голов, фигур и их детали.
Параллельно с этими постановками идёт работа с живой моделью. Первоначально рисуется голова, затем – торс, потом – одетая и обнажённая мужская и женская фигуры. Обязательным необходимым условием при обучении является выполнение домашнего задания в виде рисунков, зарисовок, набросков, приводящего к мастерству. Мастерство в архитектуре - это уровень культурно – профессионального и мировозренческого потенциала творческой личности, и без умения хорошо рисовать, выражать свои мысли с помощью простых изобразительных средств на бумаге этот уровень достигнуть невозможно. В работе архитектора архитектурный рисунок - это начало начал, поэтому совершенствование владения им способствует не только выработке профессионального почерка, но и формирует общую культуру будущего зодчего.
Архитек...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1945

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340