Главная / Методические материалы / Работа с родителями
Статья Учимся понимать друг друга
Автор(ы): Иванова Елена Ивановна, Заведующая; Решетова Елена Игоревна, учитель-логопед
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» Б.М.Теплов. На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, не сочувствии и не сопереживании. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний. Эмпатия - это отклик одной личности на переживания другой. Е. Мел и бурда считает, что «эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир». На сегодняшний день вопрос о выборе методов и средств развития эмпатии является особенно актуальным. Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития эмпатии: специально организованные музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с природой и т.д. Я считаю, что театрализованная деятельность как средство развития эмпатии дошкольников недооценивается. Необходимо изменить отношение к потенциалу театрализованной деятельности, вернуть детям деятельность, которая приносит радость и естественным образом за счет богатых внутренних резервов благоприятно влияет на их развитие. Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников весьма высоки, так как: - театрализованная деятельность- это игровая деятельность, в которой ребенок должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей;
- клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игр-драматизаций, игр-этюдов, игр-импровизаций) в дошкольном возрасте является игровой образ эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;
- репродуктивность при подготовке детьми спектакля побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям;
- театрализованная деятельность ребенка- это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, продолжается в пробах себя в избранной роли, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию.
Организуя театрализованную деятельность детей, я использую такие методы и приемы: - беседы с детьми по прочитанным художественным произведениям с анализом ситуаций;
- внесение литературного материала эмпатийного содержания для самостоятельных инсценировок дошкольников;
- подбор фотографий, иллюстраций литературных и сказочных персонажей с целью совместного оформления книги добрых поступков;
- драматизации с объединением детей в ролевые творческие группы;
- игры - этюды на основе сюжетов художественной литературы;
- фантазирование;
- проблемные ситуации, требующие от детей самостоятельного решения;
- организация игр и упражнений, направленных на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций у других людей;
- организация игр и упражнений, направленных на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирования доброжелательного отношения к людям;
Перечисленные методы и приемы позволяют решать мне следующие задачи: - формирование представления об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать;
- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций;
- развитие у детей выразительности интонации, мимики, движений;
- развитие навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей;
- формирование доброжелательного отношения друг к другу.
К сожалению, в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости родители пускают развитие коммуникативной культуры своих детей на самотек. Дети больше времени проводят за компьютером, возле телевизора, чем в живом окружении. Театрализованная деятельность позволяет тесно сотрудничать с родителями, привлекать их к участию в театрализованных представлениях и спектаклях. Родители нашей группы оказывают помощь в изготовлении костюмов, декораций, участвуют в детских постановках в качестве актеров-исполнителей. Я уделяю большое внимание информационному обеспечению нашей работы: помещаю в родительский уголок информацию о семейных традициях устройства домашнего театра, об организации игр эмпатийного содержания, оформляю фото-выставки «Мы - артисты», организую выставки продуктивной деятельности детей по впечатлениям от театральных постановок (рисунки, аппликации). В процессе подготовки драматизации или спектакля я стараюсь создать творческую атмосферу, обстановку свободы и раскованности, побуждаю детей фантазировать, видоизменять, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Ребятам очень нравится наряжаться в костюмы, изображая определенных персонажей, разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм особенно тогда, когда это игра не «на показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс захватывает детей сильнее, чем результат. Игровая ситуация, проживание в роли, возможность проявить себя - все это привлекает их внимание, дает чувство удовлетворенности и душевного комфорта. Чтобы развить у детей умение проявлять себя эмоционально и непосредственно, я использую игры и упражнения, подобранные Н.В.Клюевой, Ю.В.Филипповой, способствующие развитию основных умений общаться. Организация таких иг...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.26 | Просмотров: 1544
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|