Главная / Методические материалы / Работа с родителями
Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей
Автор(ы): Гулёнина Ольга Александровна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка. Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития личности. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от нас, взрослых. И мы, бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому, организуя взаимодействие с родителями, мы способствуем сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов. Родителям нужно помочь понять, какую роль они играют в эмоционально-личностном развитии своего ребенка. Тепло, защищенность, психологический комфорт – вот то, что ребенок должен чувствовать в семье. Именно любовь способствует внутренней личностной свободе, развивает творческие способности, когнитивные и эмоциональные составляющие социального поведения. Лишь в ходе совместной деятельности, возможно, обеспечить восхождение дошкольника к культуре здоровья. Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьёй. Детский сад и родители. Как складываются эти взаимоотношения? Из чего они состоят? Традиционно это - оформление уголка для родителей в приемной; папки – передвижки со статьями и советами; родительские собрания, выбор родительского комитета, сбор средств…так рождается сотрудничество на уровне информирования и «добровольных» пожертвований. Мы решили несколько изменить привычную ситуацию и выстроить систему работы с семьями на основе диалога между равнозначными и равноответственными субъектами: детьми – педагогами – родителями. Парадокс нашего времени заключается в том, что ребенок даже в очень хорошем детском саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Психологи считают, что это изначально травмирует ребенка. Поэтому представляется очень важным научить родителей полноценно использовать даже минимальное время, которое они могут уделять ребенку для общения с ним. Заботясь о телесном благополучии ребенка, нельзя забывать о его внутреннем мире. Главное – дети должны быть уверенны, что мы их любим и готовы помочь им в любую минуту. Речь идет о проблеме создания новой инфраструктуры – базы семейного досуга. Много ли у нас в городе имеется мест, куда взрослый может пойти с ребенком и где им обоим будет интересно и хорошо? Одним из вариантов решения этой проблемы можно считать появление «Клубов семейного общения», которые помогают создать оптимальные условия: - Для возрождения традиций семейного воспитания
- Для сохранения и укрепления здоровья детей
- Для интеллектуального развития
- Для развития коммуникативной сферы
- Для формирования навыков социальных отношений
Клуб – это естественное детско-взрослое сообщество, где встречаются, объединяются и «цветут» интересы всех. Поэтому у себя в детском саду мы тоже решили открыть такой клуб семейного общения и назвали его «Клуб заботливых родителей». Его миссия – оказание всесторонней помощи и поддержки семье, а основной принцип работы - создание микроклимата, в основе которого – уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Занятия в клубе проходят 1 раз в два месяца. Мамы, папы и дети – активные участники заседаний клуба, которые проходят в увлекательной игровой форме, что позволяет родителям реализовать свой творческий потенциал и научиться вместе с детьми многим полезным вещам. Темы занятий выбираем вместе с родителями через анкетирование и «Книгу предложений», например: «О здоровье – всерьез», «Веселая физкультура в квартире», «Как устроить праздник в семье», «Закаливание – за и против», «Почему дети ругаются?», «Музыка в жизни ребенка», «Лето и ваш ребенок», «Семейные старты» и т. д. Занятия в клубе предусматривают теоретическую и практическую части, имеют место нетрадиционные формы проведения занятий: деловая игра, КВНы, круглый стол и др. Общая продолжительность – 1 час. Здесь же, в рамках клуба, проводим психолого-педагогический практикум, куда приглашаем других специалистов (медика, психолога, воспитателя по физкультуре, инструктора по плаванию и др.) За круглым столом обсуждаются волнующие проблемы. Практика показывает, что работа в клубах приносит много радости и детям и взрослым, помогает родителям: - Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир глазами ребенка
- Проявлять интерес к делам ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке
- Сконцентрировать внимание на детях
- Укрепить чувство родительского самосознания
- Формировать стремление к здоровому образу жизни
- Реализовать творческий потенциал.
Клуб становится популярным среди родителей, ведь с его помощью можно благополучно решать возникающие в семье проблемы воспитания детей. За повседневными заботами мы часто забываем о том, что наши дети нуждаются не только в хорошем питании, одежде, игрушках, но и в общении, любви и взаимопонимании. Прилагаю два конспекта занятий в клубе семейного общения - «Путешествие в Африку»
- «Папы и дочки, мамы и сыночки»
Конспект занятия в клубе семейного общения «Путешествие в Африку». Ведущий: Рада видеть всех сейчас, Ведь давно ждала я вас. Дружно за руки беремся И друг другу улыбнемся. Давайте хорошее настроение передадим через ладошки (по-тихоньку сжимаем друг другу ладошки), как приятно, тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам и пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия. Сейчас мы с вами будем превращаться в: - топотунчиков - делаем мелкие дробные шаги;
- слонопотамов - большие широкие шаги, туловище наклонено вперед;
- маленьких чертиков, которые играют хвостом - круговые движения тела, движения легкие.
(Стук в дверь) Ведущий: - Кто же это может быть? Голос из-за двери: Вам телеграмма! Ведущий: А вы не знаете от кого? Ведущий читает: «Детям и родителям детского сада «Светлячок». Приезжайте в Африку скорей, и спасите грустных там зверей. Дорога у вас далека, дорога у вас нелегка, чтоб быстрее добраться поможет вам карта моя. Доктор Айболит». (дети и родители рассматривают карту). Ведущий собирает всех вокруг себя, шепчутся, решают, что сделать, чтобы развеселить на острове зверей. Обговаривают, на чем добрать быстрее до сказочного острова. Решают лететь на ковре-самолете. Ведущий: Входной билет на ковер-самолет - скороговорка: Произнести скороговорку медленно, быстро, тихо, громко. Дети с родителями выполняют задание и размещаются на ковре-самолете. Ведущий: Посмотрите, какие красивые облака – белые, пушистые. А ваши облака на что похожи? (Дети и родители рассказывают свои фантазии) Ведущий: Лететь далеко, а чтобы нам не было скучно - хочу узнать, читаете ли вы дома сказки? Любите их, знаете? Игра, «Из какой сказки?» - Царь, три сына, стрела .... Болото... лягушка....(«Царевна-лягушка») - Отец.. лесник... мачеха... три дочери... царь... принц... фея... («Золушка») - Злая мачеха, две дочери, дед Мороз («Морозко») - Злая мачеха, две дочери, принцесса, весенние цветы зимой ... («Двенадцать месяцев») - Молодцы!!! - Порадовали вы меня, и с этим заданием справились. Мне пришла в голову идея - как развеселить зверей на острове! Наши звери будут жить дружно в теремке! - Кажется, мы приближаемся к острову! (смотрит в бинокль) Какой дремучий лес - нам пора идти на посадку! (звучит фонограмма «Дремучий лес») В лесу: - Друг за другом идем, друг другу дорогу прочищаем, (фонограмма леса). На поляне: - На пути прекрасная поляна - посмотрите, сколько цветов, воздух какой свежий (проводится дыхательная гимнастика) На болоте:- Смотрите кочки у нас на пути, по кочкам болото легко нам пройти. Будьте осторожны, чтобы никто из вас не попал в болото. Упражнения на релаксацию «Как мы устали...» Ведущий: Ну вот мы и добрались! Подходят к острову. - Посмотрите, какие звери живут на этом острове, какое у них настроение?(заслушивает ответы). Давайте покажем им сказку «Теремок». Может быть они развеселяться. Дети вместе с родителями показывают сказку. (После сказки воспитатель переворачивает картинки-символы) - звери стали веселые. Ведущий: Вот видите, как мы все дружно смогли зверятам на острове поднять настроение. А какое у вас настроение? (выслушивает ответы). Вам понравилось наше путешествие? Ну тогда становитесь в круг и все вместе станцуем танец «Чунга-чанга». (Звучит фонограмма, все танцуют). Ведущий: Посмотрите-ка, а звери хотя нас угостить волшебным бананом. Банан этот не простой, а с сюрпризом! Раздает из «банана» витамины здоровья. Ну а теперь настала пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер-самолет и в обратный путь. (звучит веселая музыка) Семейный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки». Вед: Внимание! Внимание! Говорит и показывает спортивный зал детского сада «Светлячок»! Сегодня здесь проходят соревнования необычные, от других отличные «Папы и дочки, мамы и сыночки», в которых принимают участие наши шустрые дети и любимые родители. Предлагаю всем участникам разделиться на две команды. Ребята, рассчитайтесь на 1, 2. Разделитесь на команды, а родители займут места в тех командах, где находятся их дети. Дети и родители занимают места в командах. Вед: Поприветствуем участников соревнований! Дети: Родители - народ такой: На занятость спешат сослаться. Но мы-то знаем: они не правы. Всем надо спортом заниматься! Спорт, ребята, всем нам нужен! Мы со спортом крепко дружим! Спорт - помощник, Спорт - здоровье, Спорт - игра, Физкульт - Ура! Вед: прежде, чем начать наши соревнования нашим командам необходимо придумать название. Пр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.26 | Просмотров: 1673
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|