Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (МХК + литература) по теме: Мотив крика и одиночества. Картина Э.Мунка Крик и стихотворение С.Наровчатова Крик - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок (МХК + литература) по теме: Мотив крика и одиночества. Картина Э.Мунка Крик и стихотворение С.Наровчатова Крик


Автор(ы): Васина Надежда Анатольевна, учитель МХК; Михайлова Наталья Германовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Методы обучения: иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Цель урока: Создать условия для эмоционального и философского понимания произведения искусства, отражающих человеческое горе, проследить взаимосвязь живописи, литературы и действительности.
Задачи:
  • Развитие способности видеть идейно-художественные связи между разными видами искусства (живопись и литература), эстетическое развитие.
  • Формирование умений понимать многозначность образов искусства.
  • Воспитание собственного отношения к произведению и теме, формирование собственной точки зрения, нравственное воспитание.
Художественное оформление класса:
Репродукции работ: М. Врубеля “Демон сидящий”, К. Брюллова “Последний день Помпей”, И. Айвазовского “Девятый вал”, И. Крамского “Христос в пустыне”, Э. Мунка “Крик”.
Стихотворение С. Наровчатова “Крик”.
Аудиозапись романса “Выхожу один я на дорогу”.
Планируемые результаты:
  • Выявить уровень знаний по данной теме.
  • Продолжить работу по формированию культурно-исторических понятий.
  • Создать личностный образ эпохи XX века.
I. Ход урока:
Погружение в тему урока: поговорим о крике, об одиночестве.
- Как вы относитесь к крику?
- Часто ли вы кричите?
- Нравится ли вам, когда кричат на вас?
- А почему человек кричит?
- Какое душевное состояние можно выразить криком? (отчаяние, одиночество, ненависть, любовь, презрение, тоска).
II. Обратимся к эпиграфу урока:
Никого со мною нет. На стене висит портрет.
По слепым глазам старухи
Ходят мухи,
мухи,
мухи.
- Хорошо ли, - говорю, -
Под стеклом в твоем раю?
По щеке сползает муха.
Отвечает мне старуха:
- А тебе, в твоем дому, хорошо ли одному. (Арсений Тарковский)
- А какое душевное состояние отражает стихотворение Арсения Тарковского? (одиночество).
- Какое слово дает нам подсказка одиночество? (одному)
- Учащиеся отвечают на вопросы учителя, постепенно определяя характер крика и его смысл.
- Люди кричат, когда хотят привлечь внимание, когда больно кричат, чтобы перекричать толпу, кричат от радости, от бессилия, от бескультурья.
- Вы осуждаете людей, которые кричат?
- Сопровождает ли крик какие-либо переживания человека?
Учитель:
- Так. Что же такое крик?
Ученики:
Крик – это громкий, сильный и резкий звук голоса (переносное значение - сильное выражение горести и отчаяния).
Учитель: “О, одиночество, как твой характер крут…”
Что такое одиночество?
Ученики:
Одиночество – это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении.
Учитель:
Одиночество, переходящее в крик вдохновляло многих поэтов и художников на создание своих творений. И живопись и поэзия могут помочь человеку разобраться в своих чувствах, почувствовать себя не одиноким.
Давайте поговорим о крике души и об одиночестве.
- Какие чувства сопровождают это состояние человека?
Ученики:
- Тоска, боль, грусть, страх, крик.
Учитель:
Картины: “Девятый вал” И. Айвазовского, “Последний день Помпей” К. Брюллова, “Христос в пустыне” И. Крамского, “Демон сидящий” М. Врубеля, и наконец, “Крик” Э Мунка отражают эти же чувства. В них воссозданы образы, взывающие к сопереживанию.
Учитель:
Если художник может выразить душевное состояние своего героя цветовой гаммой, то художник–поэт словом!
Музыка на стихи “Выхожу один я на дорогу” М. Лермонтова.
Учитель:
Мы не ошибемся если скажем о Лермонтове как о певце одиночества. Этот мотив один из основных в его творчестве. Вспомните, героев Лермонтова?
Ученики:
Демон, Мцыри, Узник.
Учитель:
- Изображение человека, пережившего свое одиночество, было свойственно искусству XX века. К середине XX века оформилось философское направление - экзистенция, т.е. поток переживаний индивидуальных, неповторимых чувств. Любое общество накладывает свой отпечаток на существование человека. Но есть момент, когда человек находится на грани жизни и смерти, испытывает страх, одиночество, или возбуждение, радость. Вот в этот момент он может кричать, звать на помощь, радоваться.
Крик действительно бывает разным. Человек кричит при рождении, кричит от радости, кричит от обиды, ненависти.
Кричит, кричит, кричит.
Учитель:
Значит, громко возвещать о себе в этом мире человеку приходится очень часто.
- Но всегда ли уместен крик?
- Есть ли у крика цвет?
- Какова его сила воздействия на окружающих? На эти вопросы нам помогут ответить произведения искусства.
Учащиеся организованы в две творческие группы. Каждая группа получает свое задание: одна исследует по предложенному плану картину Э. Мунка “Крик”, а вторая, также по плану, стихотворение С. Наровчатова “Крик”.
III. Исследовательская работа первой группы: картина Э. Мунка “Крик”, его творчество.
План:

1. Творчество Э. Мунка
Какие характеристики можно дать крику, исходя из цветовой гаммы картины? (отчаянный крик, вселенский крик, крик души, крик одиночества, крик бессилия).
Подберите определение к слову “крик”, соотнося каждую из характеристик с определенным цветом в картине.
  • пронзительно-желтый – испепеляющий душу, предупреждающий о грозящей катастрофе, о вселенской трагедии;
  • кроваво-красный – громкий, надрывный;
  • безжизненно-голубой – потерянный, одинокий;
  • волнисто-изумрудный – безысходный.
Какова, по-вашему, причина крика?
Полное безразличие окружающих, нежелание услышать боль другого, замкнутость, равнодушие, бессилие, одиночество и отчаяние.
2. Составить синквейн на тему: “ Крик”.
IV. Исследовательская работа второй группы

(стихотворение С. Наровчатова “Крик”, его творчество).
По земле поземкой жаркой чад,
Стонет небо, стон проходит небом!
Облака, как лебеди, кричат
Над сожженным хлебом.
Хлеб дотла, и все село дотла,
Горе? Нет!.. Какое ж это горе…
Полплетня осталось от села,
Полплетня на взгорье.
Облака кричат. Кричат весь день
И один под облаками
Я трясу, трясу, трясу, пл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.19 | Просмотров: 1936

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340