Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Интегрированный урок (МХК + литература) по теме: Мотив крика и одиночества. Картина Э.Мунка Крик и стихотворение С.Наровчатова Крик
Автор(ы): Васина Надежда Анатольевна, учитель МХК; Михайлова Наталья Германовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма урока: урок-исследование. Методы обучения: иллюстративный, частично-поисковый, проблемный. Цель урока: Создать условия для эмоционального и философского понимания произведения искусства, отражающих человеческое горе, проследить взаимосвязь живописи, литературы и действительности. Задачи: Развитие способности видеть идейно-художественные связи между разными видами искусства (живопись и литература), эстетическое развитие. Формирование умений понимать многозначность образов искусства. Воспитание собственного отношения к произведению и теме, формирование собственной точки зрения, нравственное воспитание. Художественное оформление класса: Репродукции работ: М. Врубеля “Демон сидящий”, К. Брюллова “Последний день Помпей”, И. Айвазовского “Девятый вал”, И. Крамского “Христос в пустыне”, Э. Мунка “Крик”. Стихотворение С. Наровчатова “Крик”. Аудиозапись романса “Выхожу один я на дорогу”. Планируемые результаты: Выявить уровень знаний по данной теме. Продолжить работу по формированию культурно-исторических понятий. Создать личностный образ эпохи XX века. I. Ход урока: Погружение в тему урока: поговорим о крике, об одиночестве. - Как вы относитесь к крику? - Часто ли вы кричите? - Нравится ли вам, когда кричат на вас? - А почему человек кричит? - Какое душевное состояние можно выразить криком? (отчаяние, одиночество, ненависть, любовь, презрение, тоска). II. Обратимся к эпиграфу урока: Никого со мною нет. На стене висит портрет. По слепым глазам старухи Ходят мухи, мухи, мухи. - Хорошо ли, - говорю, - Под стеклом в твоем раю? По щеке сползает муха. Отвечает мне старуха: - А тебе, в твоем дому, хорошо ли одному. (Арсений Тарковский) - А какое душевное состояние отражает стихотворение Арсения Тарковского? (одиночество). - Какое слово дает нам подсказка одиночество? (одному) - Учащиеся отвечают на вопросы учителя, постепенно определяя характер крика и его смысл. - Люди кричат, когда хотят привлечь внимание, когда больно кричат, чтобы перекричать толпу, кричат от радости, от бессилия, от бескультурья. - Вы осуждаете людей, которые кричат? - Сопровождает ли крик какие-либо переживания человека? Учитель: - Так. Что же такое крик? Ученики: Крик – это громкий, сильный и резкий звук голоса (переносное значение - сильное выражение горести и отчаяния). Учитель: “О, одиночество, как твой характер крут…” Что такое одиночество? Ученики: Одиночество – это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении. Учитель: Одиночество, переходящее в крик вдохновляло многих поэтов и художников на создание своих творений. И живопись и поэзия могут помочь человеку разобраться в своих чувствах, почувствовать себя не одиноким. Давайте поговорим о крике души и об одиночестве. - Какие чувства сопровождают это состояние человека? Ученики: - Тоска, боль, грусть, страх, крик. Учитель: Картины: “Девятый вал” И. Айвазовского, “Последний день Помпей” К. Брюллова, “Христос в пустыне” И. Крамского, “Демон сидящий” М. Врубеля, и наконец, “Крик” Э Мунка отражают эти же чувства. В них воссозданы образы, взывающие к сопереживанию. Учитель: Если художник может выразить душевное состояние своего героя цветовой гаммой, то художник–поэт словом! Музыка на стихи “Выхожу один я на дорогу” М. Лермонтова. Учитель: Мы не ошибемся если скажем о Лермонтове как о певце одиночества. Этот мотив один из основных в его творчестве. Вспомните, героев Лермонтова? Ученики: Демон, Мцыри, Узник. Учитель: - Изображение человека, пережившего свое одиночество, было свойственно искусству XX века. К середине XX века оформилось философское направление - экзистенция, т.е. поток переживаний индивидуальных, неповторимых чувств. Любое общество накладывает свой отпечаток на существование человека. Но есть момент, когда человек находится на грани жизни и смерти, испытывает страх, одиночество, или возбуждение, радость. Вот в этот момент он может кричать, звать на помощь, радоваться. Крик действительно бывает разным. Человек кричит при рождении, кричит от радости, кричит от обиды, ненависти. Кричит, кричит, кричит. Учитель: Значит, громко возвещать о себе в этом мире человеку приходится очень часто. - Но всегда ли уместен крик? - Есть ли у крика цвет? - Какова его сила воздействия на окружающих? На эти вопросы нам помогут ответить произведения искусства. Учащиеся организованы в две творческие группы. Каждая группа получает свое задание: одна исследует по предложенному плану картину Э. Мунка “Крик”, а вторая, также по плану, стихотворение С. Наровчатова “Крик”. III. Исследовательская работа первой группы: картина Э. Мунка “Крик”, его творчество. План: 1. Творчество Э. Мунка Какие характеристики можно дать крику, исходя из цветовой гаммы картины? (отчаянный крик, вселенский крик, крик души, крик одиночества, крик бессилия). Подберите определение к слову “крик”, соотнося каждую из характеристик с определенным цветом в картине. - пронзительно-желтый – испепеляющий душу, предупреждающий о грозящей катастрофе, о вселенской трагедии;
- кроваво-красный – громкий, надрывный;
- безжизненно-голубой – потерянный, одинокий;
- волнисто-изумрудный – безысходный.
Какова, по-вашему, причина крика? Полное безразличие окружающих, нежелание услышать боль другого, замкнутость, равнодушие, бессилие, одиночество и отчаяние. 2. Составить синквейн на тему: “ Крик”. IV. Исследовательская работа второй группы (стихотворение С. Наровчатова “Крик”, его творчество). По земле поземкой жаркой чад, Стонет небо, стон проходит небом! Облака, как лебеди, кричат Над сожженным хлебом. Хлеб дотла, и все село дотла, Горе? Нет!.. Какое ж это горе… Полплетня осталось от села, Полплетня на взгорье. Облака кричат. Кричат весь день И один под облаками Я трясу, трясу, трясу, пл...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.09.19 | Просмотров: 1936
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|