Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Искусство как зеркало самопознания. Интегрированный урок МХК и литература - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Искусство как зеркало самопознания. Интегрированный урок МХК и литература


Автор(ы): Гаврилова Наталия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы; Тихомирова Ольга Владимировна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Роман – это зеркало, которое проносят вдоль большой дороги.
Ф. Стендаль
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи…

А.С. Пушкин
Тип урока: интегрированный урок, урок комплексного применения знаний.
Вид урока: урок-презентация с элементами беседы.
Цели урока:
А) дидактическая:
  • показать на широком историко-культурном и литературном материале различных исторических эпох развитие представлений человека о себе самом и своем месте в окружающем мире;
  • проследить преемственность философских идей и их отражение в искусстве и литературе от античности до нового времени;
  • рассмотреть многочисленные аспекты символики зеркала и его воздействия на людей различных эпох;
  • обобщение понятий “платонизм”, “неоплатонизм”, “романтизм”, “символизм” и их воплощение в искусстве и литературе;
Б) социализирующая:
  • развитие представления о едином мировом культурном и литературном пространстве;
  • продолжить формирование умения понимать мировоззрение человека “другой” культурной эпохи;
  • формирование единой картины мира;
  • приобщение к сокровищам мировой культуры.
В) развивающие:
  • развитие синтезирующего мышления, умения устанавливать единые , общие признаки и свойства целого;
  • развитие эмоциональной сферы личности, чувственно-образного мышления;
  • развитие начальных навыков самостоятельной исследовательской работы и умения презентировать ее результат.
Задачи урока:
  • Расширить и обобщить знания учащихся о мировом культурном и литературном процессе, используя возможности единого междисциплинарного пространства истории, литературы и мировой художественной культуры.
  • Учитывая заявленные особенности урока, основой его являются сообщения, подготовленные группой учащихся под руководством преподавателей.
Для того чтобы вовлечь всех учеников в работу, в начале урока им предложены вопросы для итогового контроля, ответы на которые необходимо сдать в письменной форме.
Вопросы для итогового контроля.
1. Какая общая идея объединяет платонизм, романтизм и символизм?
2. Почему образ Христа имел такое значение для русской общественной мысли второй половины XIX – начала XX века?
3. Почему именно творчество А.А. Блока является ключевым для раскрытия темы данного урока?
4. Что, по вашему мнению, является “зеркалом” для современного человека?
Ход урока
1. Вступление.
1.1. Преподаватель литературы обращает внимание учащихся на два эпиграфа к уроку.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие через века, в разные исторические и культурные эпохи развития человечества.
Наше путешествие начнется в античную эпоху, когда человек впервые задумался о своем месте в мире, а закончится в России “серебряного века”, разговором о поэте Александре Блоке, творчество которого впитало мировую культурную традицию и одновременно открыло новые пути.
1.2 Преподаватель МХК.
Проводником нашим на этом пути будет хорошо знакомый предмет домашнего обихода – зеркало, Оно предстанет перед нами и в прямом своем значении, и как инструмент самопознания, и как символ искусства. Искусство – главное зеркало, в котором человечество запечатлело свой облик. Какие же вопросы задавали этому “зеркалу” люди, жившие в разные века, и какую правду о себе желали услышать?
Разговор наш мы начнем с истории появления зеркала в жизни человека. Обратите внимание, как влияло на отношения человека к зеркалу и своему отражению в нем качество самого предмета
2. Материальная история зеркала.
Выступление ученицы.
См. Презентацию.
3. Античность и образ зеркала.
Преподаватель МХК: именно в античности, в идеализме платоновской философской школы закладывается идея подлинного и ложного “зеркала”: мнимость внешнего и истинность внутреннего познания. Связано это представление с интерпретацией мифа о Нарциссе. Миф о Нарциссе – рассказ о первой встрече человека со своим изображением. Платоновские идеи двоемирия нашли свое отражение в философии европейского идеализма, русского философа Владимира Соловьева и стали философской основой русского символизма.
Выступление ученика.
3.1. Миф о Нарциссе и идея двойника.
3.2. Платоновские идеи двоемирия и ее отражение в философии русского символизма и поэзии А. Блока.
См. Презентацию.
4. Зеркало и самопознание человека в сфере средневековой духовности.
Преподаватель МХК: из двух путей познания самого себя средневековый человек выбирает путь внутреннего познания, сверяя свои поступки с недостижимом идеалом – образом Христа. “Он покажет тебе, что есть ты сам…”.
Выступление ученика.
4.1. Два пути познания человеком самого себя (тело и душа).
4.2. Зеркало как дьявольское изобретение, искажающее картину Божьего мира.
4.3. Истинное зеркало – Священное Писание и лик Христа.
См. Презентацию.
5. На пороге нового времени: Автопортрет Бога.
Преподаватель МХК: На пороге нового времени человек осознает свое достоинство, открыв в себе образ и подобие Божие. Ярким примером этого является история автопортрета великого мастера Северного Возрождения А.Дюрера. Во время презентации преподаватель просит учащихся вспомнить отличия светского портрета и иконы.
Выступление ученицы.
5.1. Осознание человеком своего достоинства и превосходства.
5.2. История автопортрета А. Дюрера.
См. Презентацию.
Преподаватель литературы: Русская литера...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.10.21 | Просмотров: 2052

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340