Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по окружающему миру с использованием ЦОРов Природоведение,Природа России и Природа. Человек. Общество на тему Почва - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Конспект урока по окружающему миру с использованием ЦОРов Природоведение,Природа России и Природа. Человек. Общество на тему Почва


Автор(ы): Соловьева Ольга Николаевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока:
  1. Сформировать знания о почве и ее плодородии.
  2. Охарактеризовать взаимосвязь растений и почвы.
  3. Раскрыть процессы образования почвы, объяснить роль живых организмов в ее формировании.
  4. Охарактеризовать причины разрушения почвы.
  5. Объяснить правила охраны почвы.
Оборудование:
1. Коллекция “Почва и ее состав”. Модель оврага; стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет. Книга “Великан на поляне” А. А. Плешаков, А. А. Румянцев.
2. Природа, человек, общество: Электронное учебное пособие для поддержки сопровождения обучения в начальной школе.– М.: ООО “ДОС”, 2004.– 1CD-ROM .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Заполните схему.
Причины разрушения горных пород
(Смотри приложение)
Как называется процесс воздействия ветра на горные породы? (Выветривание.)
Как называются свисающие вниз сосульке в подземных пещерах? (Сталактиты). Как называются поднимающиеся вверх столбики? (Сталагмиты).
Наука об изучении пещер называется спелеология.

3. Сообщение темы урока.

Сказала лопата: – Земля, чтобы рыть.
Ботинки сказали: – Земля, чтоб ходить.
А люди сказали: – Земля, чтобы жить.
А. Тетивкин
О какой земле говорили герои стихотворения?
Сегодня мы познакомимся еще с одним твердым веществом. Оно создает поверхностный слой Земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения. Познакомимся с новыми словами: почва, песок, перегной, плодородие.
(Смотри приложение)

4. Объяснение нового материала.

Почва – это удивительное образование природы, плодородный верхний слой земли. Почва имеет сложный состав: в нее входят компоненты неживой природы и живые организмы. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, кое-где – всего несколько сантиметров. А в некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.
Самое главное свойство почвы – плодородие. Попробуйте объяснить, смыл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.
Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даст жизнь плодам и растениям? Проведем несколько опытов и ответим на эти вопросы.

5. Практическая работа.

(Инструктаж по технике безопасности).

Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике.
Результаты опытов записываются в тетради.
1. Пузырьки – воздух. Откуда? Из почвы.
Вывод: в почве есть воздух
2. Стекло влажное.
Вывод: в почве есть вода.
3.Запах, дым. Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Вывод: в почве есть органические вещества, микроорганизмы.
4.В стакан – размешаем.
Вывод: в почве есть песок и глина.
5. Профильтруем вод. Нагреем. Несколько капель на стекло – нагреем. Вода испарилась, остался белый налет. (Соль).
Вывод: в почве есть соль.

(Смотри приложение)

6. Объяснение нового материала.

Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?
Мы видим, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берет воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.
(Смотри приложение)
Мы выяснили: из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.
На прошлом уроке мы говорили о разрушении горных пород. Что получается в результате таких разрушений? Под действием чего разрушаются камни?
Послушайте стихотворение.
Солнце жарко печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала гора:
- Ох, я стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору.
Поселился, лезет в гору.
Трещины покрыла Почва.
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
– Вновь я стала молода!
Что разрушило Гору? Помог ли горе Лишайник? Вспомните причины разрушения камней.
В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть такую землю, где содержится все необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.
(Смотри приложение)
В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных.
(Смотри приложение)
Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4215

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340