Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок – мозговой штурм по теме Газовые законы - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Урок – мозговой штурм по теме Газовые законы


Автор(ы): Князева Ирина Петровна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Исследовать процессы, в которых масса газа и один из параметров – давление, объём или температура – остаются неизменными, с помощью уравнения состояния идеального газа.
  2. Воспитание логического мышления путём активизации мыслительной деятельности.
  3. Развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить, умения работать в группах.
Оборудование: Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета “Школьный физический эксперимент, молекулярная физика”, рабочие папки для каждой группы, наглядные сигнальные карточки, песочные часы.
ХОД УРОКА
  1. Повторение темы “Уравнение состояния идеального газа”.
  2. Организационный момент.
  3. Новая тема – мозговой штурм.
  4. Закрепление.
  5. Итоги (обратная связь).
  6. Домашнее задание.
1. Повторение темы “Уравнение состояния идеального газа”.
Повторение – в форме фронтального опроса с записью на доске основных формул.
    Вопрос Предполагаемый ответ
    1. Что мы называем идеальным газом? Идеальный газ – это газ, взаимодействие, между молекулами которого пренебрежительно мало.
    2. Какое уравнение называют уравнением состояния данного вещества? Уравнение, выражающее связь между макроскопическими параметрами состояния вещества, называется уравнением состояния этого вещества.
    3. Записать уравнение состояния идеального газа в классическом виде. В честь каких учёных названо данное уравнение? pV/T=mR/М
    Уравнение Менделеева-Клайперона
    4. Как правильно записать уравнение Клайперона? p1V1/T1 = p2V2/T2
    pV/T =const, при m =const.
2. Организационный момент.
На прошлом уроке мы познакомились с уравнением состояния идеального газа. На основании знаний, полученных на прошлом уроке, мы с вами сегодня постараемся вывести газовые законы, вытекающие из уравнения Клайперона. Поэтому тема нашего урока “Газовые законы” и мы должны в конце урока знать:
  1. Изопроцессы.
  2. Газовые законы.
  3. Уметь графически изображать данные изопроцессы.
3. Новая тема – мозговой штурм.
Учитель: С помощью уравнения состояния идеального газа можно исследовать процессы, в которых масса газа и один из трёх параметров – давление, объём или температура – остаются неизменными.
Определение: Количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называют газовыми законами.
Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называют изопроцессами.
Мы с вами в уравнении идеального газа рассматриваем три параметра. Какие? Температура, объём, давление.
  1. Процесс, в котором Т=const называется – изотермическим.
  2. Процесс, в котором V=const называется – изохорическим (изохорным).
  3. Процесс, в котором p=const называется – изобарическим (изобарным).
Во время названия изопроцессов, учитель достаёт и показывает таблички с названием процессов и ставит их на столы, где уже лежат рабочие папки (обычно рабочая группа состоит из четырёх человек, т.е. объединяются две парты).
Учитель: Итак, возникает вопрос: Изменится ли уравнение Клайперона, если мы оставим неизменным один из трёх параметров, т.е. если:
  1. Т= const
  2. V= const
  3. р = const
Вам предстоит ответить на этот вопрос, вывести получившиеся уравнения, сформулировать данный закон.
Для разрешения этой проблемы, вы сегодня разделены на толоки по 4 человека (толока – это группа, работающая над поставленной проблемой). Над каждой проблемой работает 2 толоки, а над каким процессом, указано на ваших столах. Для работы в толоках, вам необходимо выбрать:
атташе – уполномоченный от группы в разрешении возникших вопросов. Он может подойти ко мне с любым вопросом;
секретаря – ответственного за все записи в группе;
выступающего от толоки у доски.
Я сегодня – хранитель времени. Время работы в группах ограничено, даю 1 минуту на распределение обязанностей в толоке и прикрепления бейджиков. (1минута работы в толоках).
Все портфели розданы, на каждую толоку выдана рабочая папка, в ней лежит задание и дополнительный материал. Приступить к выполнению задания – время на подготовку 5 минут.
Время работы в толоках прошло. Выступающие приглашаются к доске.
Защита у доски по плану:
  1. Название изопроцесса.
  2. Вывод закона.
  3. Название закона.
  4. Графики.
  5. Историческая справка.
Время выступления 4–5 минут.
Учитель: Вы вывели законы математическим способом, а сейчас мы посмотрим, как можно доказать их правильное выведение с помощью эксперимента.
4. Закрепление.
Показ отрывка (6 минут).
5. Итоги (обратная связь).
По записи на доске, учитель повторяет все законы, изопроцессы, рассматриваются все графики и ещё раз даются все определения и формулировки законов. После чего учитель закрывает доску.
У: Для того чтобы выяснить, как вы поняли сегодня тему, проведём небольшой тест. Достали тестовые задания из папок, выбрали себе по тесту и выполнили задания прямо в нём. Время выполнения 5 минут.
6. Домашнее задание.
Учитель: домашнее задание:
  • повторить §§ 32,33;
  • § 34;
  • найти примеры подтверждения газовых законов из жизни и записать их в тетрадь.
Содержание рабочей папки
Бэйджики: Атташе, секретарь и выступающий.
Инструкция
1. Из уравнения Клайперона pV/T =const, при m =const вывести новое уравнение если:
  • Т= const
  • V= const
  • р = const
Каждой толоке для своего изопроцесса.
2. Сформулировать закон по выведенной математической формуле.
3. Построить графики изопроцесса в pV, VT, pT координатных осях.
4. Подготовить историческую справку, используя дополнительный материал.
5. План ответа:
  1. Название изопроцесса.
  2. Вывод закона.
  3. Название закона.
  4. Графики.
  5. Историческая справка.
Время выступления 4–5 минут.
Дополнительный материал
Изотермический процесс.
(При T= const и m= const)
В Англии этот закон называют законом Бойля, во Франции – законом Мариотта, а у нас – законом Бойля – Мариотта. Открыт он был экспериментальным путём задолго до создания статистической термодинамики. Впервые гипотеза о постоянстве произведения рV была высказана в 1661 году английским любителем физики Р. Тоунли. В том же году опыты по проверке этой гипотезы были проведены лордом Броункером и врачом Генри Пауэром. Однако в наиболее широки...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.03.28 | Просмотров: 962

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340