Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Урок – мозговой штурм по теме Газовые законы
Автор(ы): Князева Ирина Петровна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Исследовать процессы, в которых масса газа и один из параметров – давление, объём или температура – остаются неизменными, с помощью уравнения состояния идеального газа.
- Воспитание логического мышления путём активизации мыслительной деятельности.
- Развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить, умения работать в группах.
Оборудование: Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета “Школьный физический эксперимент, молекулярная физика”, рабочие папки для каждой группы, наглядные сигнальные карточки, песочные часы. ХОД УРОКА - Повторение темы “Уравнение состояния идеального газа”.
- Организационный момент.
- Новая тема – мозговой штурм.
- Закрепление.
- Итоги (обратная связь).
- Домашнее задание.
1. Повторение темы “Уравнение состояния идеального газа”. Повторение – в форме фронтального опроса с записью на доске основных формул. № | Вопрос | Предполагаемый ответ | 1. | Что мы называем идеальным газом? | Идеальный газ – это газ, взаимодействие, между молекулами которого пренебрежительно мало. | 2. | Какое уравнение называют уравнением состояния данного вещества? | Уравнение, выражающее связь между макроскопическими параметрами состояния вещества, называется уравнением состояния этого вещества. | 3. | Записать уравнение состояния идеального газа в классическом виде. В честь каких учёных названо данное уравнение? | pV/T=mR/М Уравнение Менделеева-Клайперона | 4. | Как правильно записать уравнение Клайперона? | p1V1/T1 = p2V2/T2 pV/T =const, при m =const. | 2. Организационный момент. На прошлом уроке мы познакомились с уравнением состояния идеального газа. На основании знаний, полученных на прошлом уроке, мы с вами сегодня постараемся вывести газовые законы, вытекающие из уравнения Клайперона. Поэтому тема нашего урока “Газовые законы” и мы должны в конце урока знать: - Изопроцессы.
- Газовые законы.
- Уметь графически изображать данные изопроцессы.
3. Новая тема – мозговой штурм. Учитель: С помощью уравнения состояния идеального газа можно исследовать процессы, в которых масса газа и один из трёх параметров – давление, объём или температура – остаются неизменными. Определение: Количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называют газовыми законами. Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называют изопроцессами. Мы с вами в уравнении идеального газа рассматриваем три параметра. Какие? Температура, объём, давление. - Процесс, в котором Т=const называется – изотермическим.
- Процесс, в котором V=const называется – изохорическим (изохорным).
- Процесс, в котором p=const называется – изобарическим (изобарным).
Во время названия изопроцессов, учитель достаёт и показывает таблички с названием процессов и ставит их на столы, где уже лежат рабочие папки (обычно рабочая группа состоит из четырёх человек, т.е. объединяются две парты). Учитель: Итак, возникает вопрос: Изменится ли уравнение Клайперона, если мы оставим неизменным один из трёх параметров, т.е. если: - Т= const
- V= const
- р = const
Вам предстоит ответить на этот вопрос, вывести получившиеся уравнения, сформулировать данный закон. Для разрешения этой проблемы, вы сегодня разделены на толоки по 4 человека (толока – это группа, работающая над поставленной проблемой). Над каждой проблемой работает 2 толоки, а над каким процессом, указано на ваших столах. Для работы в толоках, вам необходимо выбрать: атташе – уполномоченный от группы в разрешении возникших вопросов. Он может подойти ко мне с любым вопросом; секретаря – ответственного за все записи в группе; выступающего от толоки у доски. Я сегодня – хранитель времени. Время работы в группах ограничено, даю 1 минуту на распределение обязанностей в толоке и прикрепления бейджиков. (1минута работы в толоках). Все портфели розданы, на каждую толоку выдана рабочая папка, в ней лежит задание и дополнительный материал. Приступить к выполнению задания – время на подготовку 5 минут. Время работы в толоках прошло. Выступающие приглашаются к доске. Защита у доски по плану: - Название изопроцесса.
- Вывод закона.
- Название закона.
- Графики.
- Историческая справка.
Время выступления 4–5 минут. Учитель: Вы вывели законы математическим способом, а сейчас мы посмотрим, как можно доказать их правильное выведение с помощью эксперимента. 4. Закрепление. Показ отрывка (6 минут). 5. Итоги (обратная связь). По записи на доске, учитель повторяет все законы, изопроцессы, рассматриваются все графики и ещё раз даются все определения и формулировки законов. После чего учитель закрывает доску. У: Для того чтобы выяснить, как вы поняли сегодня тему, проведём небольшой тест. Достали тестовые задания из папок, выбрали себе по тесту и выполнили задания прямо в нём. Время выполнения 5 минут. 6. Домашнее задание. Учитель: домашнее задание: - повторить §§ 32,33;
- § 34;
- найти примеры подтверждения газовых законов из жизни и записать их в тетрадь.
Содержание рабочей папки Бэйджики: Атташе, секретарь и выступающий. Инструкция 1. Из уравнения Клайперона pV/T =const, при m =const вывести новое уравнение если: - Т= const
- V= const
- р = const
Каждой толоке для своего изопроцесса. 2. Сформулировать закон по выведенной математической формуле. 3. Построить графики изопроцесса в pV, VT, pT координатных осях. 4. Подготовить историческую справку, используя дополнительный материал. 5. План ответа: - Название изопроцесса.
- Вывод закона.
- Название закона.
- Графики.
- Историческая справка.
Время выступления 4–5 минут. Дополнительный материал Изотермический процесс. (При T= const и m= const) В Англии этот закон называют законом Бойля, во Франции – законом Мариотта, а у нас – законом Бойля – Мариотта. Открыт он был экспериментальным путём задолго до создания статистической термодинамики. Впервые гипотеза о постоянстве произведения рV была высказана в 1661 году английским любителем физики Р. Тоунли. В том же году опыты по проверке этой гипотезы были проведены лордом Броункером и врачом Генри Пауэром. Однако в наиболее широки...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.03.28 | Просмотров: 962
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|