Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Классный час в 7-м классе Путешествие в Город мастеров - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Классный час в 7-м классе Путешествие в Город мастеров


Автор(ы): Катулина Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;
2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре;
3) развивать познавательный интерес и творческие способности учеников.
Форма внеклассного мероприятия: игра-путешествие.
Предварительная подготовка:
1) 5 учеников готовят выступление – роль “мастера”. Каждый “мастер” представляет
народный промысел (посадские платки, гжель, жостово, палехская лаковая миниатюра, хохлома).
2) подготовить презентацию о промыслах;
3) ребята готовят вопросы “мастерам”;
4) организовать выставку книг, иллюстраций о промыслах;
предложить ученикам принести из дома изделия народных промыслов;
5) ученики готовят краткий рассказ (с демонстрацией) о том, каким творчеством занимаются в их семьях – вышивание, шитье, выжигание, вязание и т.д.
Ход классного часа:
1).
Вступительное слово учителя.
Каждый народ должен знать свои корни, свою культуру. Только так мы можем сохранить своё национальное достояние.
Наша русская земля богата талантами. Во многих семьях можно найти мебель, платки, шкатулки, матрешки, которые изготовлены народными умельцами. Эти изделия мы увидим и во многих уголках земного шара, т.к. туристы покупают их и везут к себе на родину. Поэтому искусные мастера славятся на весь мир.
Мы с вами сегодня отправляемся в Город мастеров. Туда прибыли и 5 мастеров, представителей русских промыслов.
В добрый путь!
2). Презентация. Выступление “мастеров”.
Перед вами карта (слайд 3,приложение 1), где расположены центры всемирно известных русских ремесел.
Обратимся к народным промыслам Центральной России (слайд 4, приложение 1):
Павловский Посад, Гжель, Жостово, Палех, Хохлома.
“Мастера” покажут вам свои изделия, расскажут о промыслах, ответят на ваши вопросы.
Итак, мы с вами отправляемся в Павловский Посад, что в Московской области.
1. Выступает “мастер” из Павловского Посада (слайды 5-8, приложение 1).
“Плат узорный...”

А ты все та же — лес да поле,
Да плат узорный до бровей...
Эти строки поэт Александр Блок посвятил России. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты...
Вполне возможно, что “плат узорный”, который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города — Павловский Посад.
Когда-то жители села Павлово уходили на заработки в большие города, нанимались на шелкоткацкие мануфактуры и в красильные мастерские. А потом возвращались в родные края. Те, кому повезло разбогатеть, открывали ткацкие, красильные фабрики. Появились и свои умелые мастера, и искусные художники-резчики для набивного дела.
В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине-белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные — глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры — и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом... Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!
А почему их называют набивными? Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в XIX веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных печатных досок с вырезанным рельефным узором. Такие печатные доски называются “манеры”, или “цветки”. Иногда узор не вырезали, а в доску вбивали металлические пластинки, проволочки, гвоздики. И на каждый цвет будущего рисунка на платке должна быть своя печатная доска. Для сложного красочного рисунка может потребоваться не один десяток “цветок”!
Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Вот так и возникло название “набойка”, “набивная ткань”. Сложное, трудоемкое, но интересное это дело — ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Сегодня “разрисовывать” платки помогают специальные печатные машины. Но в Павловском Посаде всегда бережно хранили традиции народного промысла.
Накинет на плечи праздничный платок женщина, взглянет в зеркало и улыбнется... Красавица! [1]
Обратите внимание на образцы платков, что представлены на выставке!
(Ответы на вопросы учеников).
2. Выступает “мастер” из Гжели (слайды 9-11, приложение 1).
Синяя Гжель
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия — море красоты!
Эти стихи поэт М.Г. Аверьянов посвятил Гжели. “Гжелью” сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это — белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета — белый синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!
Может быть, секрет этого чуда — в белоствольных березках, пушистом снеге и голубом чистом небе России? Или в скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, в которой отражаются белые облака?
В этих местах, в нескольких десятках километров от Москвы, издавна жили искусные гончары. Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский ученый М.В. Ломоносов писал: “Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете... для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская... нигде не видел я белизною превосходнее”.
От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда лепилась и расписывалась вручную. Особенно славились гжельские кувшины — кумганы-квасники. У них необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. Как приятно в жаркий день отведать прохладный, вкусный квас! И выпить его из кружки с секретом “напейся — не облейся”. Но славилась Гжель прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписи.
Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Мелкие цветочки сплетаются в гирлянды, в чудесные узоры. Но, кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи. Любят художники Гжели изображать сказочных птиц, правда, в них мы узнаем “своих” голубей, журавлей, задиристых петухов. Но Гжель – это не только роспись синей краской – кобальтом. Очень часто гжельскую посуду украшают искусно вылепленные фигурки людей, забавных животных. Тут и герои сказок, и озорные ребятишки, и музыканты, и хозяйки за рукоделием или иной работой, кот- мурлыка и собачки. Создают гжельские мастера и небольшие скульптуры-статуэтки. И хотя эти скульптуры ведут свою родословную от народной глиняной игрушки, сколько фантазии, выдумки и доброго юмора вкладывали в них гжельские умельцы!
Расписные бело-синие фигурки людей на картине убирают урожай, поют песни, работают и отдыхают, катаются на лодках и гуляют на свадьбах...
Мастера и художники Гжели не забывают и старинные традиции промысла: возродилось производство майолики (керамики, покрытой глазурью). Оказывается, Гжель может сиять не только позолотой, но и нежным многоцветьем красок.
История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные синие цветы Гжели будут цвести по-прежнему.[1]
Обратите внимание на то, что находится на нашей выставке!
(Задаются вопросы).
3. Выступление “мастера” из города Жостово (слайды 12-15, приложение 1).
Жостовские подносы
Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы — белые, чайные, алые - раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звезды, красочные георгины и еще какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.
А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают маленькие, яркие птицы. А еще можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев... Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине.
Все эти чудесные букеты... нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.
Любили на Руси почаевничать — с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии — вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос — нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравятся всем!
Сначала в подмосковной деревеньке Жостово делали из папье-маше лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки на манер знаменитых федоскинских, только попроще. Но известность жостовским мастерам принесли расписные металлические подносы. И не только букеты цветов можно увидеть на них. Тут и пейзажи, и сценки народных гуляний, катания на лодках, свадеб и чаепитий.
Иногда живопись светится особым, мерцающим светом — это мастер использовал на картине перламутровые кусочки, накладывая их прямо на поднос.
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно, быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос — уникальная авторская работа.
Уральский сказочник П.П. Бажов писал об уральских расписных подносах, но его слова можно смело отнести и к жостовским: “Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо... Ни жаром, ни морозом ее не берет. Сила мастерства...”
Да, “сила мастерства” художников из подмосковного Жостова творит настоящие чудеса.
Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.[1]
Обратите внимание на то, что находится на нашей выставке!
(Задаются вопросы).
4.Слово “мастеру” из села Палех, что в Ивановской области. Это родина лаковой миниатюры (слайды16-18, приложение 1).
Палехская лаковая живопись

Старинное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.
Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести “В людях” Максима Горького: “Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными - по двое. С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом”. Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки — такого мастера называли “личник”.
Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в “золотой”, как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха -братья Белоусовы.
Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. “Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить”, - еще в 1901 году писал А.П. Чехов.
Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из па...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.13 | Просмотров: 1273

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340