Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщение и систематизация знаний по теме Морфемика (5-й класс) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщение и систематизация знаний по теме Морфемика (5-й класс)


Автор(ы): Зверева Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока:
  • повторить и систематизировать сведения по морфемике и орфографии;
  • подготовиться к контрольной работе;
  • формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения;
  • развивать аналитическое мышление, память, коммуникативные способности;
  • воспитывать серьёзное отношение к истории слова, целеустремлённость в познавательной деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: карточки с изображением частей слова; карточки с буквами О, А, Ё, Ы, И; тестовые задания для самостоятельной работы; жетоны с оценками, выставка творческих работ учащихся; компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организация урока.
II. Сообщение темы урока, целей.
(Слайд №1)
III. Слово учителя.

При изучении темы Морфемика мы познакомились с терминами:
Морфема - значимая часть слова.
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий состав слова.
Орфография - правила написания слов и их форм.
Культура речи - это правильная, красивая, образная речь и в общении, и в ответах, и в сочинениях.
Рассуждение - это когда в тексте о чём-то рассуждается: есть тезис, аргументы, вывод.
Задание: составить предложение с одним из этих слов.
IV. Работа по теме урока.
1. Запись текста.

О слове.
Слово - великое дело! Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить людей. Словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.
Задание 1. - тип речи - рассуждение;
- стиль - публицистический;
- главная мысль текста - к слову надо бережно относиться, и надо уметь правильно его использовать в жизни.
Задание 2. Выполните синтаксический разбор предложения.
Слово - великое дело! (Пов., воскл., распр., пр.) [ ]!
Задание 3. Сколько букв и звуков в словах?
Служить
(7 б., 6 зв.);
которое (7 б., 8 зв.);
людей (5 б., 5 зв.).
2. Устный диктант (разминка) Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
(Работают устно 2 ряда, один - выполняет тест Морфемы слова.)(Слайд №2)
Вопросы.

Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
Какие части слова служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс)
Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Приставка)
Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании. (Окончание)
Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? (Суффиксом)
Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (Корнем)
Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить? (Приставкой)
В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных? (В приставке и корне)
Тест Морфемы слова
1. Что составляет основу слова?

а)
приставка, корень, окончание
б)
корень, суффикс
в) приставка, корень, суффикс, окончание
г)
приставка, корень, суффикс
2. Какая часть слова служит для образования форм слова?
а)
окончание
б)
приставка
в) корень
г)
суффикс
3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?
а)
приставкой
б) корнем
в) суффиксом
г)
окончанием
4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?
а)
в окончании
б) в приставке
в) в корне
г) в суффиксе
5. Какой суффикс характерен для глаголов прошедшего времени?
а)
-и-
б) -а-
в)
-е-
г) -л-
Ответы:
г 2. а 3. б 4. в 5. г
3. Слово учителя.
Сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается словесное дерево.
Вот одно из таких деревьев, но здесь есть веточки, которые ветер занёс с других деревьев, их надо отделить.
Задание: составьте словесное дерево из однокоренных слов.
(Работа выполняется на магнитной доске.)

Однокоренные слова:
подводный, водичка, обезводить, водолаз, водопад, водоросль, водоём.
Неоднокоренные слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.
4. Задание по рисунку. (Слайд №3)
Ученица Лена получила задание, найти в стихах Комаровского и Ладонщикова однокоренные слова:
? Правильно ли она выполнила задание?
! Нет.
? А почему?
! Нет у собственных имён здесь однокоренных слов, и у этих подчёркнутых глаголов тоже нет однокоренных слов.
? А какие однокоренные слова?
! нарисовала - подрисую
утонуть - тонет
друзей - подружек
Учитель: дома ребята рассуждали, а являются ли слова с одинаковым корнем однокоренными? (чтение 1 сочинения)
5. Физкультминутка (проводит один из учеников). (Слайд №4)
Учитель: встречайте физкультминутку от Буратино!
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
6. Составь слова. (Слайд №5)
Учитель:
ребята, а вы обратили внимание на букет, стоящий на столе. Он необычен. А чем? Букет состоит из частей слова. (На столе стоит ваза с цветами из частей слов.)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Задание:
составьте слова (дружный, помечтать).
7. Разбор слов по составу.
Задание: выбрать по одному слову из столбика и разобрать по составу
(у доски работает 3 ученика).
Слова для разбора по составу

Существительные Прилагательные Глагол
Сложение бесшумный вырастаю
Предложение бесконечная подрастёшь
Прилагательное беззвучное выросла
8. (Слайд № 6)
Орфография слова есть биография слова,
кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов.
(Педагог XIX века В.П.Шереметевский)
Одолеть Долина Дол
Сразить врага, повергнуть его в дол (низ). Низина, впадина между горами.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.16 | Просмотров: 897

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340