Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие мотивации и ее роль в становлении профессионала - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Развитие мотивации и ее роль в становлении профессионала


Автор(ы): Токарева Елена Николаевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Центральным новообразованием юношеского возраста является самоопределение, ядром которого является выбор будущей сферы деятельности. Необходимым психологическим условием самоопределения является формирование системы ценностей.
Именно юношеский возраст сензитивен, благоприятен для образования ценностных ориентации. Система ценностных ориентации рассматривается как важнейший компонент структуры личности, отражающий избирательное отношение к социальным ценностям и определяющий стратегии и долговременные линии социального поведения, направленного на достижение этих ценностей. В этом качестве ценностные ориентации определяют широкую мотивацию поведения, оказывают существенное влияние на все стороны деятельности. Их суть следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями. Поэтому реально воздействовать на процесс ценностного самоопределения можно через формирование у старшеклассников правильного представления о становлении профессионала и развитии его потребностно-мотивационной сферы. Для этого мы обращаемся к трудам классиков.
А.Маслоу считает, что у человека с момента рождения последовательно появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей:
  • Физиологические (органические) потребности;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в принадлежности к группе, любви;
  • Потребность в уважении (почитании);
  • Познавательные потребности;
  • Эстетические потребности;
  • Потребность в самоактуализации.
В соответствии с иерархией потребностей А.Маслоу можно построить иерархию потребностей в трудовой деятельности, отражающую их развитие. Построенная “Пирамида профессиональных потребностей”, связанных с основными мотивами трудовой деятельности, позволяет по-новому осмыслить ситуацию выбора профессии и развития в ней. Для того чтобы сформировать у старшеклассника представление о становлении профессионала и профессиональном развитии, проводится работа по раскрытию содержания 5 основных мотивов той или иной трудовой деятельности. К ним относятся:
  • Материальные средства. Зарплата, удовлетворительная оплата труда.
  • Стабильность работы. Человек работает на определенном рабочем месте потому, что это место кажется ему стабильным, надежным, дает ему уверенность в будущем.
  • Общение с коллегами, отношения в коллективе. Человек работает в данном коллективе потому, что его окружают интересные люди, общение приносит ему удовлетворение
  • Признание, уважение и престижность самой профессии. Каждый человек нуждается в признании, уважении среди коллег, хочет, чтобы его работа была престижной, уважаемой в обществе, среди его знакомых и друзей.
Профессиональный рост. Признанный и уважаемый член коллектива стремится к саморазвитию, профессиональному росту через повышение квалификации, получение дополнительного образования. Он постоянно нацелен на получение новой информации. Получив новые знания, он стремится внести коррективы в свою работу, модернизировать и усовершенствовать процесс производства, внести элемент эстетики и красоты. В дальнейшем специалист начинает стремиться к самореализации через профессиональную деятельность Он хочет максимально раскрыть себя как личность, быть полезным для общества, творить, достичь высокого профессионального уровня.
Для профессионального развития важно, чтобы происходило постепенное смещение акцента на более высокий уровень потребностей. Именно с мотива начинается профессионализм, когда деятельность становится, главным образом, не средством удовлетворения потребностей, а средством самореализации и осуществления своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь.
Схема 1. Иерархия потребностей
Работа по развитию потребностно-мотивационной сферы проводится и по пути выявления и разрешения проблем, возникающих на этом уровне. Профессиональное развитие может быть сильно затруднено из-за проблемы дефицита моральной мотивации и проблемы внешней мотивированности деятельности.
В отсутствии моральной мотивации осуществление профессиональной деятельности может идти от узкоэгоистических мотивов. Если развитие мотивационной сферы останавливается и происходит регресс к более низким потребностям, деятельность человека может даже приобрести деструктивный характер, вплоть до появления асоциального способа личностной мотивации. И, наоборот, моральное стимулирование дает для осуществления профес...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 797

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340