Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения физике. Урок-игра Работа редакции журнала
Автор(ы): Кривицкая Ирина Владимировна, уч. физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тот, кто увидел хотя бы издали роскошную гармонию законов природы, будет более расположен пренебречь своими маленькими эгоистическими интересами, чем любой другой. Л. Пуанкаре. Большой, сложный и разнообразный материал физики может быть сознательно усвоен учащимися только в том случае, если изучение физики происходит при активном участии самих учащихся, если широко развита их самостоятельная работа. Мы должны давать учащимся знания не в готовом виде, а формировать систему знаний в процессе их активной работы, добиваясь глубокого, чёткого и правильного понимания природы физических явлений. Только при наличии активной самостоятельной работы учащихся мы воспитаем инициативных, умелых, энергичных людей. И в физике, несмотря на первенствующую роль эксперимента, большое значение имеет самостоятельная работа учащихся с учебником и вообще с книгой. Развитие активности учащихся теснейшим образом связано с интересом, который возбуждают в учащихся как содержание физики, так и способы его подачи и обработки. Таким образом, забота учителя физики должна быть направлена на то, чтобы преподавание физики вызывало у учащихся живой, неослабевающий интерес, привлекало их внимание. Игра — один из видов эффективной познавательной деятельности, с характерным удовольствием от ее выполнения, ощущением проявления своих духовных сил. Как утверждал Луи де Броль, игры имеют много общего с работой ученого: сначала трудность, которую нужно преодолеть, а затем — радость открытия и ощущение преодоленного. Игра позволяет в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их использование на практике, помогает войти в мир научных и технических идей, раздвинуть границы учебника, побуждает как можно больше узнать, понять. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: - развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Подтверждением вышесказанного являются уроки-игры “Работа редакции журнала “Наука и жизнь”. Таких уроков проведено несколько по темам: - Законы сохранения в механике,
- Механическая работа,
- Лазеры и их применение.
В качестве примера предлагаю урок-игру “Лазеры и их применение”. Задачи урока: - формировать умение вести диалог; способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения развивать умение анализировать факты и явления на основе теоретических знаний; развивать умение работать с дополнительной литературой, справочными материалами;
- показать связь изучаемого материала с ранее изученным, показать значение знаний о лазерах для человека, применение лазеров в медицине, освоении космоса, военном деле и т.д.
- развивать умение слушать и слышать друг друга;
- воспитывать культуру общения, чувство патриотизма и гордости за открытия, сделанные учеными нашей страны.
Из учащихся класса формируются следующие отделы редакции, с учетом интересов и способностей детей, чтобы в процессе работы все чувствовали себя комфортно: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ, НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ, ОТДЕЛ ПИСЕМ, ОТДЕЛ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОТДЕЛ. Главным редактором журнала является учитель. Участники игры, входящие в какой-либо отдел, рассаживаются за отдельными столами, на которых стоит указатель с названием отдела. Столы расположены на определенных расстояниях друг от друга, чтобы не мешать творческой работе отделов и создать условия для получения консультации и одобрения своей деятельности главным редактором. Оформление: Все участники имеют визитки с данными о том, в каком отделе они работают и свои инициалы, у каждой группы есть табличка с данными об отделе и зав. отделом; плакат с устройством лазера; видеофильм о лазерах и их применении; выставка книг, посвященная теме урока; лазер; магнитофон (во время урока звучат фрагменты музыки). ХОД УРОКА 1. Звучит музыка, учащиеся заходят в класс, занимают места в том отделе, где они будут работать. 2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. 3. Заведующие отделами получают карточки-задания: Отдел науки — составить статью в журнал, где рассказать устройство и принцип работы лазеров, используя знания, полученные на уроках и из дополнительной литературы. Отдел писем — составить текст письма в редакцию журнала, проанализировать его и дать ответ через журнал читателям. Отдел изобретений — рассмотреть проекты новых типов лазеров, присланных читателями в редакцию и провести обсуждение их на страницах журнала с приглашением на диалог ученых. Отдел рекламы — создает рекламу применения лазеров (можно антирекламу). Исторический отдел — написать статью об истории создания лазеров, информацию о биографических данных-ученых создателей лазера. Занимательный отдел — составить кроссворд, сказку (информацию для самых маленьких о лазере и его применении). Отдел оформления — творчески подойти к оформлению обложки журнала, подготовить статьи к печати. 4. Работа отделов. На первом уроке учащиеся выполняют полученные задания, используя дополнительную литературу: справочники, энциклопедии, ксерокопии научных статей. Если в школе есть компьютерный класс, то можно воспользоваться дисками по физике, в настоящее время их выпущено достаточно, или выходом в Интернет для получения информации, которую затем использовать в работе своего отдела. Имеют возможность консультироваться у главного редактора, показывают материал, готовый к печати. 5. Отчет отделов о проделанной работе. На втором уроке все учащиеся рассказывают о выполненной ими работе, используя демонстрации опытов, видеофильмов, плакатов, книг, театральных сценок. 6. Заключительное слово учителя о том, как отделы справились с заданием, анализируя деятельность отдельных учеников, о достижении целей и задач урока. 7. Мнение учащихся об уроке. На заранее приготовленных листочках учащиеся рисуют одну из мордашек, выражающее их мнение о данном уроке: понравилось – улыбающаяся, не понравилось – грустная, не очень понравилось – равнодушная. Так же анализируют материал, представленный разными отделами по содержанию и форме подачи. Приведу несколько примеров того, что получилось в итоге работы; все представить невозможно, так как за несколько лет проведения подобных уроков, накопился большой материал, при анализе которого видишь: уровень подготовки и творческий потенциал учеников различный, делаешь сразу вывод о том, что из материала темы усвоено хорошо, а на какие вопросы необходимо обратить внимание при повторении курса физики. Стихи, написанные литературным отделом. XX век — одни изобретения, Куда ни денься — Нобелевские премии. Люди планеты развиваются, изобретают и прославляются. Это, конечно, тоже прекрасно — атомная физика. Все же не ясно, Резерфорд, Бор — гении, это известно. Немного загнули они и пошло — изобрели черти что! Вот, например, атомное ядро — -частицы показали его. В чем же заслуга тогда Резерфорда? -частицами заинтересовался немного! Также Таунс не подвел, В США он набрел На самый емкий банк информации Лазерный луч для нужд нации. При чем тут нация — это ничто, Пусть человечество знает все! Тут СССР за бортом не остался, Для нужд “оборонки” все средства пускались Прохоров с Басовым не подкачали — Индуцированный генератор они создали. Ленинскую премию за это потом получали. Затем соединились их труды: Лазер получился хоть “куды”! Лазер — это чудо, лазер — это свет! Лазер, как подарок нам с других планет Лазер в нашем мире очень много значит. Даже сам проект его был очень удачен! Свойства лазера важны и поэтому нужны! Ведь лазер мощный источник света, А без света не бывает лета. Что же касается применения? Лазер поможет врачам и военным без исключения! Измерит с точностью расстояние, Доведет атомы и молекулы до химически активного состояния. Предмет увеличит, без всяких эксцессов. Так лазер достиг величайших прогрессов. Письмо в редакцию. Ува...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 859
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|