Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения физике. Урок-игра Работа редакции журнала - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения физике. Урок-игра Работа редакции журнала


Автор(ы): Кривицкая Ирина Владимировна, уч. физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тот, кто увидел хотя бы издали
роскошную гармонию законов природы,
будет более расположен пренебречь своими
маленькими эгоистическими интересами,
чем любой другой.
Л. Пуанкаре.

Большой, сложный и разнообразный материал физики может быть сознательно усвоен учащимися только в том случае, если изучение физики происходит при активном участии самих учащихся, если широко развита их самостоятельная работа. Мы должны давать учащимся знания не в готовом виде, а формировать систему знаний в процессе их активной работы, добиваясь глубокого, чёткого и правильного понимания природы физических явлений.
Только при наличии активной самостоятельной работы учащихся мы воспитаем инициативных, умелых, энергичных людей. И в физике, несмотря на первенствующую роль эксперимента, большое значение имеет самостоятельная работа учащихся с учебником и вообще с книгой. Развитие активности учащихся теснейшим образом связано с интересом, который возбуждают в учащихся как содержание физики, так и способы его подачи и обработки. Таким образом, забота учителя физики должна быть направлена на то, чтобы преподавание физики вызывало у учащихся живой, неослабевающий интерес, привлекало их внимание.
Игра — один из видов эффективной познавательной деятельности, с характерным удовольствием от ее выполнения, ощущением проявления своих духовных сил. Как утверждал Луи де Броль, игры имеют много общего с работой ученого: сначала трудность, которую нужно преодолеть, а затем — радость открытия и ощущение преодоленного. Игра позволяет в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их использование на практике, помогает войти в мир научных и технических идей, раздвинуть границы учебника, побуждает как можно больше узнать, понять. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
  • развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Подтверждением вышесказанного являются уроки-игры “Работа редакции журнала “Наука и жизнь”. Таких уроков проведено несколько по темам:
  • Законы сохранения в механике,
  • Механическая работа,
  • Лазеры и их применение.
В качестве примера предлагаю урок-игру “Лазеры и их применение”.
Задачи урока:
  • формировать умение вести диалог; способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения развивать умение анализировать факты и явления на основе теоретических знаний; развивать умение работать с дополнительной литературой, справочными материалами;
  • показать связь изучаемого материала с ранее изученным, показать значение знаний о лазерах для человека, применение лазеров в медицине, освоении космоса, военном деле и т.д.
  • развивать умение слушать и слышать друг друга;
  • воспитывать культуру общения, чувство патриотизма и гордости за открытия, сделанные учеными нашей страны.
Из учащихся класса формируются следующие отделы редакции, с учетом интересов и способностей детей, чтобы в процессе работы все чувствовали себя комфортно: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ, НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ, ОТДЕЛ ПИСЕМ, ОТДЕЛ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОТДЕЛ. Главным редактором журнала является учитель.
Участники игры, входящие в какой-либо отдел, рассаживаются за отдельными столами, на которых стоит указатель с названием отдела. Столы расположены на определенных расстояниях друг от друга, чтобы не мешать творческой работе отделов и создать условия для получения консультации и одобрения своей деятельности главным редактором.
Оформление:
  • Все участники имеют визитки с данными о том, в каком отделе они работают и свои инициалы, у каждой группы есть табличка с данными об отделе и зав. отделом;
  • плакат с устройством лазера;
  • видеофильм о лазерах и их применении;
  • выставка книг, посвященная теме урока;
  • лазер;
  • магнитофон (во время урока звучат фрагменты музыки).

ХОД УРОКА

1. Звучит музыка, учащиеся заходят в класс, занимают места в том отделе, где они будут работать.
2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
3. Заведующие отделами получают карточки-задания:
  • Отдел науки — составить статью в журнал, где рассказать устройство и принцип работы лазеров, используя знания, полученные на уроках и из дополнительной литературы.
  • Отдел писем — составить текст письма в редакцию журнала, проанализировать его и дать ответ через журнал читателям.
  • Отдел изобретений — рассмотреть проекты новых типов лазеров, присланных читателями в редакцию и провести обсуждение их на страницах журнала с приглашением на диалог ученых.
  • Отдел рекламы — создает рекламу применения лазеров (можно антирекламу).
  • Исторический отдел — написать статью об истории создания лазеров, информацию о биографических данных-ученых создателей лазера.
  • Занимательный отдел — составить кроссворд, сказку (информацию для самых маленьких о лазере и его применении).
  • Отдел оформления — творчески подойти к оформлению обложки журнала, подготовить статьи к печати.
4. Работа отделов. На первом уроке учащиеся выполняют полученные задания, используя дополнительную литературу: справочники, энциклопедии, ксерокопии научных статей. Если в школе есть компьютерный класс, то можно воспользоваться дисками по физике, в настоящее время их выпущено достаточно, или выходом в Интернет для получения информации, которую затем использовать в работе своего отдела. Имеют возможность консультироваться у главного редактора, показывают материал, готовый к печати.
5. Отчет отделов о проделанной работе. На втором уроке все учащиеся рассказывают о выполненной ими работе, используя демонстрации опытов, видеофильмов, плакатов, книг, театральных сценок.
6. Заключительное слово учителя о том, как отделы справились с заданием, анализируя деятельность отдельных учеников, о достижении целей и задач урока.
7. Мнение учащихся об уроке. На заранее приготовленных листочках учащиеся рисуют одну из мордашек, выражающее их мнение о данном уроке: понравилось – улыбающаяся, не понравилось – грустная, не очень понравилось – равнодушная. Так же анализируют материал, представленный разными отделами по содержанию и форме подачи.
Приведу несколько примеров того, что получилось в итоге работы; все представить невозможно, так как за несколько лет проведения подобных уроков, накопился большой материал, при анализе которого видишь: уровень подготовки и творческий потенциал учеников различный, делаешь сразу вывод о том, что из материала темы усвоено хорошо, а на какие вопросы необходимо обратить внимание при повторении курса физики.
Стихи, написанные литературным отделом.
XX век — одни изобретения,
Куда ни денься — Нобелевские премии.
Люди планеты развиваются, изобретают и прославляются.
Это, конечно, тоже прекрасно — атомная физика.
Все же не ясно, Резерфорд, Бор — гении, это известно.
Немного загнули они и пошло — изобрели черти что!
Вот, например, атомное ядро — -частицы показали его.
В чем же заслуга тогда Резерфорда?
-частицами заинтересовался немного!
Также Таунс не подвел,
В США он набрел
На самый емкий банк информации
Лазерный луч для нужд нации.
При чем тут нация — это ничто,
Пусть человечество знает все!
Тут СССР за бортом не остался,
Для нужд “оборонки” все средства пускались
Прохоров с Басовым не подкачали —
Индуцированный генератор они создали.
Ленинскую премию за это потом получали.
Затем соединились их труды:
Лазер получился хоть “куды”!

Лазер — это чудо, лазер — это свет!
Лазер, как подарок нам с других планет
Лазер в нашем мире очень много значит.
Даже сам проект его был очень удачен!
Свойства лазера важны и поэтому нужны!
Ведь лазер мощный источник света,
А без света не бывает лета.
Что же касается применения?
Лазер поможет врачам и военным без исключения!
Измерит с точностью расстояние,
Доведет атомы и молекулы до химически активного состояния.
Предмет увеличит, без всяких эксцессов.
Так лазер достиг величайших прогрессов.
Письмо в редакцию.
Ува...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 859

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340