Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков


Автор(ы): Нибо Светлана Рамазановна, учитель начальных классов; Зейтунян Оксана Александровна, зам. директора по ВР; Тхагушева Ирина Индрисовна, социальный педагог; Ерёменко Елена Анатольевна, социальный педагог; Сирота Светлана Владимировна, зам. директора по ВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность проблемы.
Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Основная работа по реализации программы осуществляется заместителем директора по ВР, социальным педагогом, преподавателями физической культуры, классными руководителями, библиотекарем, Советом Школьного спортивного клуба, советом профилактики, общешкольным родительским комитетом, советом старшеклассников, медработником, инспектором ПДН, специалисты ПМСцентра. Для работы по направлениям не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, медицинских работников, сотрудников ПДН, КДН).
Реализация программы не требует дополнительных материальных затрат и не нужно специальное оборудование.
Профилактика наркомании будет эффективней, если:
  • детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека на основе позитива;
  • осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • человек станет активным противником наркотиков, приобретет опыт решения своих проблем без их помощи, научиться бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей;
  • в борьбе с наркотиком ребенок, родители, педагоги, специалисты будут едины;
  • но главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотиков самому.
  • Школа, как специальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно:
  • возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
  • влиянием на уровень притязаний и самооценку;
  • свободным доступом к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
  • возможностью привлечения специалистов по профилактике.
Цели программы:
  • Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально- волевой сферы;
  • Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ);
  • Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде;
  • Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков;
Задачи программы:
  • Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы.
  • Формирование у несовершеннолетних представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
  • Способствование неприятию несовершеннолетними любых форм наркотизации;
  • Знакомство подростков с различными, эмоциональными состояниями;
  • Развитие у подростков навыков самоконтроля и саморегуляции.
Структура программы.
1 блокСпорт и здоровый образ жизни
1-11 кл
2 блокНаглядная агитация
1-11кл
3 блокИнформационно-обучающий жизненным навыкам
2-11 кл
4 блокТворческий
Спасибо - нет!
1-11 кл
5 блокПрограмма Рука помощи
1-11 кл
ГРУППОВАЯ РАБОТА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Программа рассчитана на работу с детьми и подростками школьного возраста (1-11 класс).
В процессе программы проводится работа с учителями, детьми, родителями.
В начале и в конце программы предполагается проведение круглых столов, мониторинга: диагностика личностного роста школьников, выявление семей группы риска по методике Социальный статус первоклассников, изучение личных дел первоклассников, анкетирование Критерии агрессивности ребенка (опросник Басса-Дарки), тест на конфликтность (Кеннет У. Томас), социограмма Моя семья (по Э.Г. Эйдемиллеру), диагностика готовности уч-ся к выбору профессии/карта интересов, методика Знаете ли вы себя? (по З.И. Васильеву).
Критерий эффективности - уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:
Усиление личностных качеств, препятствующих развитию девиантного поведения;
Выработка навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
Избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.
I блок
Спорт и здоровый образ жизни.
Целью действия данного блока является пропаганда, реклама здорового образа жизни, укрепления физического здоровья, занятий спортом, создание спортивного клуба.
Участники блока: 1-11 классы.
В данном блоке проводятся спортивные мероприятия, лекции о здоровом образе жизни и безопасном поведении медработником, инспектором ГАИ, пожарными, специалистами ПМС центра, инспектор ПДН. Учащиеся школ №78, №90, №91 г. Сочи посещают спортивные секции ДЮСШ №6 (футбол, гандбол, гимнастика, теннис, дзюдо). (Приложение 1.1).
В течение года проводится спартакиада учащихся СОШ №78, №90, №91 г. Сочи. Она проходит в несколько этапов.
Цель: пропаганда и популяризация здорового образа жизни, оценка возможностей команд и выявление лучших школьных команд, повышение самоэффективности школьников, укрепление физического здоровья, развитие альтернативных привычек. (Приложение 1.2)
II блок
Наглядная агитация.
Целью данного блока является профилактика наркомании среди детей и подростков, повышение самоэффективности школьников, методом наглядной агитации, привлечение внимания общественности к здоровому образу жизни.
Основой блока являются конкурсы. (Приложение 2)
Конкурс на лучший плакат
Быть успешным, значит быть здоровым.
Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих способностей, навыков общения, укрепление личностной мотивации к выбору здорового образа жизни.
Конкурс проходит в два этапа:
Отборочный (в рамках СОШ №78, №90, №91 г. Сочи).
Конкурс защиты плакатов в форме творческого выступления до 5 мин (социальная реклама ЗОЖ, антиреклама вредных привычек, выступление агидбригады и др.)
Конкурс защиты плакатов пройдет на дискотеке в Головинском ДК, в ходе дискотеки будет организован интерактивный опрос, конкурсы, танцевальная программа.
Составом экспертной группы (представители ПДН, наркоконтроля, комитета по делам молодежи, участковый врач педиатр, библиотекарь, учитель ИЗО) будут определены лучшие работы. Награждение победителей.
III блок
Информационно-обучающий жизненным навыкам
Этапы работы:
Подготовка специалистов из числа школьных учителей (18 часов, в течение года)
Работа с детьми (реализовывается на классных часах и часах воспитательной работы):
2-4 (9 занятий, 1 раз в месяц)
5-11 (9-15 часов, 1-2 раза в месяц)
3. Работа с родителями (9 часов, 1 занятие в месяц в течение года)
Содержание III блока.
Подготовка специалистов из числа учителей.
Цель: Формирование навыков, знаний и умений по антинаркотическому воспитанию детей.
Задачи:
  • раскрыть глубину проблемы наркомании,
  • дать адекватные знания по различным вопросам антинаркотического воспитания,
  • способствовать повышению педагогической культуры учителей, как способ предотвращения появления факторов риска,
  • научить распознавать признаки употребления ПАВ ребенком и адекватно реагировать в сложившейся ситуации.
Учебно-просветительская работа с классными руководителями, учителями-предметниками (18 часов) (Приложение 3.1.)
Работа с детьми (9 часов).
2-4 классы, занятия по программе М.М. Безруких Все цвета кроме черного. Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социально-педагогической поддержки реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы.
Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов.- М.: Вентана-Графф, 2003.-64с.- (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).
Цель: настроить детей на познание самого себя, вызывать у воспитанников интерес к формированию образа Я, воспитывать практические навыки и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни, пропаганда здорового образа жизни, предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о вредных привычках, помочь в предупреждении приобщения учащи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 870

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340