Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социализация детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения посредством проектирования деятельности - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Социализация детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения посредством проектирования деятельности


Автор(ы): Чеботарева Ольга Владимировна, заместитель директора по ВМР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В жизни хочется место свое мне, неизменное место найти
И желанье бороться, работать, так, чтоб с нас ручьями пот стекал,
Чтоб в завтрашнем строе творцов ты гражданином достойным бы стал…
(Б.Мацявичус)

Содержание проекта
Проблемы, решению которых будет способствовать проект:
  1. недостаточная подготовка интеграции в общество сверстников, недостаточная сформированность социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с функциональными и глубокими нарушениями зрения, не посещающими дошкольное образовательное учреждение по причине состояния здоровья, недостаточность общения;
  2. повышение образовательного уровня детей с патологией зрения;
  3. появление вторичных отклонений детей раннего возраста ввиду позднего начала педагогического сопровождения;
  4. неумение родителей организовать и развивать игровую деятельность ребенка;
  5. недостаточность, а зачастую отсутствие специальных знаний и умений у родителей по воспитанию ребенка с патологией зрения;
Цели проекта:
  1. создание условий для реабилитационной, социально – педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, направленной на успешную адаптацию в социуме;
  2. психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в возрасте от 6 месяцев до 7 лет;
Задачи, решаемые в результате внедрения проекта:
  1. психопрофилактика, психотерапия и психокоррекция средствами игры;
  2. обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;
  3. психопрофилактическая и психокоррекционная работа с семьей;
  4. помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  5. подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
  6. психолого-педагогическое обследование детей от 6 месяцев до 7 лет с нарушениями зрения при наличии согласия родителей (законных представителей).
Результаты от внедрения
Основные:
  • на локальном уровне - создание инновационной структуры работы с родителями и детьми с нарушением зрения, не посещающими дошкольное образовательное учреждение в целях интеграции их в общество сверстников; расширение воспитательного потенциала МС(К)ОУ в городе Ноябрьске;
  • преодоление недостаточности общения детей с нарушением зрения, не посещающими образовательные учреждения по состоянию здоровья; повышение уровня социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с нарушением зрения посредством педагогического просвещения родителей;
  • развитие игрового взаимодействия родителей с детьми
  • сформированность предпосылок учебной деятельности детей;
  • гармонизация детско-родительских отношений.
Сопутствующие:
  • расширение информационно-методического банка МС(К)ОУ и направлений взаимодействия;
  • развитие системы используемых материальных и моральных стимулов для мотивации педагогического коллектива;
  • модернизация нормативно-правовой базы (локальных актов) по инновационной деятельности;
  • пополнение “банка” игровой продукции в МС(К)ОУ.
Формы представления результатов:
  1. Интернет-сайт (страница) в городском образовательном портале
  2. Материалы выступлений на городских совещаниях, научно-практических конференциях (статьи в научно-практических журналах и соответствующих сборниках тезисов, публикации на сайте газеты “Дошкольное образование” -Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
  3. Компьютерная презентация по теме проекта
Критерии оценки ожидаемых результатов
Ожидаемые результаты Критерии Средства оценивания
Расширение воспитательного потенциала МС(К)ОУ в городе Ноябрьске; создание системы обеспечения интеграции детей с патологией зрения в общество сверстников; Системность информационных и методических материалов, обеспечивающих апробацию и внедрение работы в лекотеке с детьми с патологией зрения Информационно-методический банк
Преодоление недостаточности общения детей с нарушением зрения, не посещающими образовательные учреждения по состоянию здоровья; повышение уровня социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с нарушением зрения посредством пед. просвещения родителей; Доступность, охват детей работой, качество предоставляемых услуг.
Уровень коммуникативности и коммуникабельности детей
Статистические данные, отчет о работе. Анкетирование, опрос, интервьюирование.
Пед. диагностика
Развитие игрового взаимодействия родителей с детьми Уровень развития игровой деятельности Данные пед.диагностики
Сформированность предпосылок учебной деятельности детей Уровень школьной готовности Пед.диагностика
Гармонизация детско-родительских отношений Уровень взаимодействия “ребенок-родитель” Рисуночный тест “Семья”
Прогноз возможных негативных последствий и способов их устранения
Негативные последствия Способы устранения
1. Неприятие вводимой формы работы с неорганизованными детьми специалистами МС(К)ОУ в силу отсутствия мотивации Формирование мотивации через первоочередное создание соответствующей системы ценностей. Внедрение новшеств с опорой на базовые ценности и традиции МС(К)ОУ
2. Неинформированность родителей детей, нуждающихся в посещении лекотеки, небольшое количество посещающих детей Сбор данных о семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, оповещение общественности через местные средства массовой информации. Выпуск информационного буклета.
Обоснование актуальности.
В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является “взаимодействие педагогов с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”.
В связи с этим возникает проблема обеспечения информированности родителей и педагогов о содержании, методах, приемах воспитательной деятельности друг друга, повышения педагогической культуры обеих сторон.
Особенно актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи в том случае, если дети имеют какие-либо отклонения в развитии. Тогда детский сад, помимо обычных для дошкольного учреждения задач, решает задачи коррекции, развития у детей процессов компенсации, реабилитации и абилитации воспитанников. Теснейшее взаимодействие детского сада и семьи в этом случае важно не только потому, что детей с проблемами в развитии сложнее воспитывать и обучать, но и потому, что позиция их родителей очень уязвима. Например, они часто испытывают чувство вины перед ребенком и друг перед другом, бывают растеряны, не видят будущего для своих детей, а нередко и стесняются их недуга.
Общественная значимость создания лекотеки для детей с нарушением зрения дошкольного возраста в городе заключается в том, что в данное время отсутствует структура работы специалистов с данным контингентом детей.
В настоящее время в городе имеется (по данным детской городской поликлиники на 01.09.2007г) выявленных детей с нарушениями зрения (6 детей дошкольного возраста и 1 слепорожденный ребенок раннего дошкольного возраста). Опыт показал, что реальные данные нуждающихся детей могут быть выше, так как некоторые дети не находятся на учете в детской поликлинике, ввиду того, что родители не видят необходимости постановки на учет.
Опыт создания лекотек имеется в г.Москве, Санкт-Петербурге, Звенигороде.
Проектирование деятельности педагогов в лекотеке опирается на ведущие педагогические концепции:
  • Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин);
  • Теория проблемного обучения (М.Махмутов, И.Я.Лернер);
  • Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина),
  • Теория индивидуализации обучения (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский);
  • Теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Г.А.Берулава, Э.Ф.Зеер, И.С.Якиманская)
Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего и дошкольного возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Игра - основной метод лекотеки.
При организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения, актуальными являются следующие принципы:
- Доверительность отношений - обеспечение уверенности родителей в профессиональной компетентности, тактичности, доброжелательности педагогов, в их умении помочь решить проблемы, связанные с развитием ребенка, проблемы семейного воспитания.
- Личностная заинтересованность родителей, которые должны понять смысл своего педагогического просвещения;
- Подход к родителям как к равноправным партнерам взаимодействия;
- Утверждение их самоценности:
1) проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности, права на ошибки; 2) отказ от судейской позиции, оказание поддержки; 3) создание условий для максимального проявления положительных качеств родителей;
- стимуляция и поддержка игровой деятельности детей дошкольного возраста;
- недирективность в игровом сопровождении ребенка”;
- уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку;
- адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка;
- оптимальная организация игровой среды
Новизна проекта:
  • Использование лекотеки, как средства социализации детей с функциональными и глубокими нарушениями зрения;
  • Переход от традиционного (словесного) взаимодействия педагогов с родителями к деятельностному (практическому), когда прекращается декларативность утверждений и имеется возможность применения на практике полученной от специалистов информации
  • Сохранение положительного опыта;
  • Новизна проекта заключается в процедуре деятельности
Продолжительность внедрения проекта: один учебный год
Продолжительность реализации проекта: пять учебных лет
Территория, на которой будет осуществляться проект: коррекционный зал МС(К)ОУ
Целевые группы проекта:
В реализации проекта участвуют специалисты, находящиеся в штате МС(К)ОУ:
1) Учителя-тифлопедагоги. Основание включения: необходимость оказания квалифицированной тифлопедагогической помощи детям с нарушением зрения, наличие у педагога специального дефектологического образования
2) Учитель-дефектолог. Основание включения: присутствие детей со сложным дефектом, наличие у педагога специального дефектологического образования
3) Учитель-логопед. Основание включения: присутствие детей с нарушениями речи, наличие у педагога специального дефектологического образования
4) При необходимости привлекается инструктор ФИЗО. Основание включения: необходимость развития основных ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 850

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340