Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Социализация детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения посредством проектирования деятельности
Автор(ы): Чеботарева Ольга Владимировна, заместитель директора по ВМР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В жизни хочется место свое мне, неизменное место найти И желанье бороться, работать, так, чтоб с нас ручьями пот стекал, Чтоб в завтрашнем строе творцов ты гражданином достойным бы стал… (Б.Мацявичус) Содержание проекта Проблемы, решению которых будет способствовать проект: недостаточная подготовка интеграции в общество сверстников, недостаточная сформированность социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с функциональными и глубокими нарушениями зрения, не посещающими дошкольное образовательное учреждение по причине состояния здоровья, недостаточность общения; повышение образовательного уровня детей с патологией зрения; появление вторичных отклонений детей раннего возраста ввиду позднего начала педагогического сопровождения; неумение родителей организовать и развивать игровую деятельность ребенка; недостаточность, а зачастую отсутствие специальных знаний и умений у родителей по воспитанию ребенка с патологией зрения; Цели проекта: - создание условий для реабилитационной, социально – педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, направленной на успешную адаптацию в социуме;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в возрасте от 6 месяцев до 7 лет;
Задачи, решаемые в результате внедрения проекта: психопрофилактика, психотерапия и психокоррекция средствами игры; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми; психопрофилактическая и психокоррекционная работа с семьей; помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; психолого-педагогическое обследование детей от 6 месяцев до 7 лет с нарушениями зрения при наличии согласия родителей (законных представителей). Результаты от внедрения Основные: на локальном уровне - создание инновационной структуры работы с родителями и детьми с нарушением зрения, не посещающими дошкольное образовательное учреждение в целях интеграции их в общество сверстников; расширение воспитательного потенциала МС(К)ОУ в городе Ноябрьске; преодоление недостаточности общения детей с нарушением зрения, не посещающими образовательные учреждения по состоянию здоровья; повышение уровня социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с нарушением зрения посредством педагогического просвещения родителей; развитие игрового взаимодействия родителей с детьми сформированность предпосылок учебной деятельности детей; гармонизация детско-родительских отношений. Сопутствующие: расширение информационно-методического банка МС(К)ОУ и направлений взаимодействия; развитие системы используемых материальных и моральных стимулов для мотивации педагогического коллектива; модернизация нормативно-правовой базы (локальных актов) по инновационной деятельности; пополнение “банка” игровой продукции в МС(К)ОУ. Формы представления результатов: Интернет-сайт (страница) в городском образовательном портале Материалы выступлений на городских совещаниях, научно-практических конференциях (статьи в научно-практических журналах и соответствующих сборниках тезисов, публикации на сайте газеты “Дошкольное образование” -Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” Компьютерная презентация по теме проекта Критерии оценки ожидаемых результатов Ожидаемые результаты | Критерии | Средства оценивания | Расширение воспитательного потенциала МС(К)ОУ в городе Ноябрьске; создание системы обеспечения интеграции детей с патологией зрения в общество сверстников; | Системность информационных и методических материалов, обеспечивающих апробацию и внедрение работы в лекотеке с детьми с патологией зрения | Информационно-методический банк | Преодоление недостаточности общения детей с нарушением зрения, не посещающими образовательные учреждения по состоянию здоровья; повышение уровня социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с нарушением зрения посредством пед. просвещения родителей; | Доступность, охват детей работой, качество предоставляемых услуг. Уровень коммуникативности и коммуникабельности детей | Статистические данные, отчет о работе. Анкетирование, опрос, интервьюирование. Пед. диагностика | Развитие игрового взаимодействия родителей с детьми | Уровень развития игровой деятельности | Данные пед.диагностики | Сформированность предпосылок учебной деятельности детей | Уровень школьной готовности | Пед.диагностика | Гармонизация детско-родительских отношений | Уровень взаимодействия “ребенок-родитель” | Рисуночный тест “Семья” | Прогноз возможных негативных последствий и способов их устранения Негативные последствия | Способы устранения | 1. Неприятие вводимой формы работы с неорганизованными детьми специалистами МС(К)ОУ в силу отсутствия мотивации | Формирование мотивации через первоочередное создание соответствующей системы ценностей. Внедрение новшеств с опорой на базовые ценности и традиции МС(К)ОУ | 2. Неинформированность родителей детей, нуждающихся в посещении лекотеки, небольшое количество посещающих детей | Сбор данных о семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, оповещение общественности через местные средства массовой информации. Выпуск информационного буклета. | Обоснование актуальности. В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является “взаимодействие педагогов с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”. В связи с этим возникает проблема обеспечения информированности родителей и педагогов о содержании, методах, приемах воспитательной деятельности друг друга, повышения педагогической культуры обеих сторон. Особенно актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи в том случае, если дети имеют какие-либо отклонения в развитии. Тогда детский сад, помимо обычных для дошкольного учреждения задач, решает задачи коррекции, развития у детей процессов компенсации, реабилитации и абилитации воспитанников. Теснейшее взаимодействие детского сада и семьи в этом случае важно не только потому, что детей с проблемами в развитии сложнее воспитывать и обучать, но и потому, что позиция их родителей очень уязвима. Например, они часто испытывают чувство вины перед ребенком и друг перед другом, бывают растеряны, не видят будущего для своих детей, а нередко и стесняются их недуга. Общественная значимость создания лекотеки для детей с нарушением зрения дошкольного возраста в городе заключается в том, что в данное время отсутствует структура работы специалистов с данным контингентом детей. В настоящее время в городе имеется (по данным детской городской поликлиники на 01.09.2007г) выявленных детей с нарушениями зрения (6 детей дошкольного возраста и 1 слепорожденный ребенок раннего дошкольного возраста). Опыт показал, что реальные данные нуждающихся детей могут быть выше, так как некоторые дети не находятся на учете в детской поликлинике, ввиду того, что родители не видят необходимости постановки на учет. Опыт создания лекотек имеется в г.Москве, Санкт-Петербурге, Звенигороде. Проектирование деятельности педагогов в лекотеке опирается на ведущие педагогические концепции: - Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин);
- Теория проблемного обучения (М.Махмутов, И.Я.Лернер);
- Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина),
- Теория индивидуализации обучения (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский);
- Теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Г.А.Берулава, Э.Ф.Зеер, И.С.Якиманская)
Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего и дошкольного возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Игра - основной метод лекотеки. При организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения, актуальными являются следующие принципы: - Доверительность отношений - обеспечение уверенности родителей в профессиональной компетентности, тактичности, доброжелательности педагогов, в их умении помочь решить проблемы, связанные с развитием ребенка, проблемы семейного воспитания. - Личностная заинтересованность родителей, которые должны понять смысл своего педагогического просвещения; - Подход к родителям как к равноправным партнерам взаимодействия; - Утверждение их самоценности: 1) проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности, права на ошибки; 2) отказ от судейской позиции, оказание поддержки; 3) создание условий для максимального проявления положительных качеств родителей; - стимуляция и поддержка игровой деятельности детей дошкольного возраста; - недирективность в игровом сопровождении ребенка”; - уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку; - адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка; - оптимальная организация игровой среды Новизна проекта: Использование лекотеки, как средства социализации детей с функциональными и глубокими нарушениями зрения; Переход от традиционного (словесного) взаимодействия педагогов с родителями к деятельностному (практическому), когда прекращается декларативность утверждений и имеется возможность применения на практике полученной от специалистов информации Сохранение положительного опыта; Новизна проекта заключается в процедуре деятельности Продолжительность внедрения проекта: один учебный год Продолжительность реализации проекта: пять учебных лет Территория, на которой будет осуществляться проект: коррекционный зал МС(К)ОУ Целевые группы проекта: В реализации проекта участвуют специалисты, находящиеся в штате МС(К)ОУ: 1) Учителя-тифлопедагоги. Основание включения: необходимость оказания квалифицированной тифлопедагогической помощи детям с нарушением зрения, наличие у педагога специального дефектологического образования 2) Учитель-дефектолог. Основание включения: присутствие детей со сложным дефектом, наличие у педагога специального дефектологического образования 3) Учитель-логопед. Основание включения: присутствие детей с нарушениями речи, наличие у педагога специального дефектологического образования 4) При необходимости привлекается инструктор ФИЗО. Основание включения: необходимость развития основных ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 850
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|