Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование фрейма в производственном обучении как средства развития профессионального мышления учащихся - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Использование фрейма в производственном обучении как средства развития профессионального мышления учащихся


Автор(ы): Косарева Марина Евгеньевна, мастер производственного обучения


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Что такое фрейм – от английского слова кадр, рамка, а в нашем общем случае данное слово обозначает структуру, содержащую конкретную информацию. Фрейм, как правило, состоит из ячеек – слотов, каждый из которых имеет своё назначение. При помощи фреймовой модели можно “сжимать”, структурировать и систематизировать информацию в определённые таблицы, матрицы.
Естественно, научить ребят использовать фрейм сразу очень сложно, поэтому, начиная с самого первого занятия, мы учимся: решать и составлять тесты, кроссворды, ребусы, строить графики, заполнять таблицы, выражать свои мысли графически и через рисунки. С вами автор будем делать все в ускоренном темпе.
Перед вами лежат заготовки, которые мы и будем с вами использовать, а также в качестве примера, выполненные учащимися фреймы. Прежде всего, необходимо сесть попарно и по возможности по родственным профессиям.
Часть 1
  1. Фрейм по теме – прошу вас выбрать любую тему, входящую в производственное обучение по вашей профессии и запишите ее название.
  2. Фамилия, Имя, Отчество – запишите полностью (учащихся, начиная с первого курса, прошу писать полностью и всегда напоминаю, что не за горами то время, когда их будут называть только так)
  3. Номер группы – поставьте номер своей любимой группы.
  4. Тема – Владеть – и обоснуйте, что особенно вы хотели узнать в данной теме.
  5. (Например: способами перевозки мелких отправок, способами заполнения перевозочных документов и т. д.)
  6. Вопрос – обоснуйте, почему необходимо владеть данной темой.
  7. (Например: для успешной работы на уроках или предприятии, сдачи экзаменов, поступления на работу, кто как считает для себя нужным)
  8. Аргументация – самовыражение любым способом.
  9. Вывод – кратко, точно, ясно, что мне это дало.
  10. (Например: юридически правильно оформить перевозку груза, правильно работать с клиентом и т. д.)
Фреймы стараемся делать на отдельных листах, и в процессе работы постоянно напоминая, что это документ строгой отчетности, сопоставляем с составлением отчета на рабочем месте.
Часть 2
Для более полного осмысления своей работы учащимся предлагается составить простейший тест по форме 5 / 3 / 1 (при составлении возможны варианты с использованием: графического изображения, схематического, кодирования и т. д.)
В любом случае информацию нужно еще раз проанализировать и кратко сформулировать. Вполне приемлемо, заменять тесты на кроссворды, ребусы, карты контроля. Почему уделяется большое внимание тестам и аналогичным работам? Очень многие предприятия и организации принимают на работу на основе тестирования, да и в процессе работы периодические экзамены проводятся в форме тестирования.
Часть 3
Наиболее сложная часть для учащихся – оценивание.
Учитель предлагает поменяться фреймами со своим соседом по парте, теперь нам необходимо внимательно изучив фрейм по предложенным позициям, проставить предварительную оценку (в идеале лучше меняться выполненными фреймами с учащимися сидящими на соседним ряду). Это сложно сейчас даже нам, а учащимся труднее вдвойне. Однако, это помогает развить нужные личностные качества: умение работать индивидуально, отстаивать и доказывать свое мнение, умение видеть главное, анализировать и делать выводы, быть ответственным за других.
Учитель обращает внимание на оценочную таблицу. Она имеет пять позиций со знаком
“+” и одну позицию со знаком “–” с пятибалльной максимальной оценкой. Данный балл может значительно понижаться по пяти позициям, а по шестой позиции идет минусовой балл.
1. Изложение материала:
  • если вы хотите, чтобы учащиеся использовали конспект максимально в процессе изучения темы, то это только плюс от 1 до 5 (учитывается полнота конспекта, правильность и аккуратность ведения, выполнение всех домашних заданий и т. д);
  • если вы не хотите чтобы учащиеся использовали конспект в итогово-контрольной работе, то использование конспекта идет как снижение плюсового балла до 0.
2. Каким способом и как дано доказательство:
  • если это просто переписанная часть конспекта, то позиция оценивается по минимуму или не оценивается вовсе;
  • если приложены усилия и работа мысли, то и количество баллов соответствующие.
3. Внешнее восприятие фрейма – как личное восприятие: нравится, не нравится.
4. Способ составления теста:
  • если тест стандартный, хорошо, главное, чтобы не было никаких сокращений и соблюдался стандарт оформления;
  • если есть оригинальные дополнения, просто отлично.
5. Правильность решения теста – при составлении теста автор отмечает правильный ответ, вполне возможно, что есть ошибки и несоответствия.
6. Лишнее – минусовые и штрафные баллы – неаккуратность, несвойственная терминология, нагромождение текста и т. д.
По окончании оценивания производится подсчет баллов, их тарификация и проставление оценки. Выставленная оценка заверяется подписью человека, проверившего работу.
Корректировка окончательной оценки остается за мастером.
В качестве примера и гармоничного введения фрейма в урок предлагается разработанный урок по теме “Билетопечатающие автоматы, принцип эксплуатации” и разработка темы №4 “Ознакомление с работой грузового двора и товарной конторы” (на 48 часов)
Как дополнение к теме, предлагаю вам посмотреть две ведомости:
  1. Карта самоконтроля учащегося – вводится в действие на самом первом занятии и позволяет понять нравится ли учащимся введение нестандартных элементов в процесс занятия.
  2. Сводная ведомость заданий и контроля по изучаемой теме – включает в себя:
а) три задания (на примере разработки): фрейм в полном объеме или по частям в качестве домашнего задания;
б) работа малыми группами;
в) технический диктант на 30 вопросов;
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 928

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340