Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, длительно не посещающих школу - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, длительно не посещающих школу


Автор(ы): Могила Ольга Ильинична, педагог-психолог; Киор Анна Петровна, социальный педагог, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Актуальность проблемы

Концепция модернизации российского образования до 2010 года подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
При составлении программы сопровождения мы опирались на положения федеральной программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“.
Учащимся с задержкой психического развития и умственной отсталостью свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в примитивности чувств и интересов, слабостью побуждений к деятельности, внушаемостью и конформностью.
Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, пропускам занятий без уважительных причин, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании.
Отказ от посещения школы довольно частое явление в практике образовательных учреждений. Длительное непосещение школы учащимися – это одна из форм десоциализации детей и подростков.
В чем причина падения у детей и подростков интереса к учебе и отказа от посещения школы?
Анализ работы с такими детьми (Кушнарева Н.Н., 2000) демонстрирует, что, как правило, есть следующие основные причины, лежащие в основе такой формы десоциализации:
- влияние социальной среды:
  • лишение родительских прав или отбирание детей по суду;
  • хронический алкоголизм родителей;
  • душевные заболевания родителей;
  • пребывание родителей в местах лишения свободы;
  • нежелание родителей заниматься воспитанием своих детей;
- трудности в учебе, имеющие различную этиологию:
  • недостаточная стимуляция психического развития ребенка ввиду низкого социального и материального статуса и неблагополучности семьи;
  • недостатки развития познавательной сферы ввиду дефектов умственного развития;
- нарушение детско-родительских отношений:
  • ребенок не посещает школу, пытаясь привлечь таким образом внимание слишком занятых родителей или используя такие поступки в качестве шантажа;
  • завышенное требование родителей по поводу успеваемости ребенка с дефектом приводит к тому, что ребенок начинает ненавидеть школу, а затем перестает ее посещать;
- неблагоприятные личностные отношения со сверстниками и учителями.
Цель данной программы: организация возвращения длительно отсутствующего ребенка с проблемами в развитии в школу; профилактика отказов посещения школы обучающимися.
Задачи программы:
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения детей в специальной (коррекционной) школе-интернате;
  • коррекция детско-родительских отношений;
  • развитие коммуникативных и поведенческих навыков;
  • повышение психолого-педагогической компетенции семьи;
  • повышение психолого-педагогической компетенции учителей, воспитателей по проблемам возвращения длительно отсутствующего ребенка в школу.
Работа по возвращению в школу длительно отсутствующих учащихся направлена, в конечном счете, на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Реализация программы будет способствовать:
  • социально-психологичской адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • профилактике школьной, социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формированию здорового образа жизни;
  • развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Адресная группа: дети, отказывающиеся от посещения школы, длительно не посещающие школу.
Этапы возвращения ребенка в школу
Подготовительный этап – выяснение списка детей, длительно не посещающих школу; причин длительного непосещения школы. Организационный этап – реализация программы возвращения ребенка в школу-интернат. Адаптационный этап – создание благоприятных условий для ребенка после его возвращения в школу-интернат. Профилактический этап – предупреждение обучающимися пропусков занятий без уважительных причин.

Программа ППМС сопровождения детей,
длительно не посещающих школу

№ п/п Направления деятельности Ответственный Сроки
Подготовительный этап
Определение списка учащихся, длительно не посещающих школу, причин длительного непосещения школы. Контроль решения проблемы каждого ребенка. Зам. директора по УР и УВРКуратор класса
Социальный педагог
Первые две недели 1 четверти
Проведение ПМПк по проблеме возвращения длительно отсутствующих детей в школу. Председатель ПМПк 1 четверть
Изучение личных дел учащихся, длительно не посещающих школу. Куратор классаСоциальный педагог
Воспитатель
1 четверть
Изучение среды обитания ребенка. Куратор классаСоциальный педагог
Воспитатель
Постоянно
Взаимодействие с органами жилищно-коммунальных служб, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами по выяснению местонахождения учащегося, длительно не посещающего школу. АдминистрацияЗавучи
Куратор класса
Воспитатели
Социальный педагог
В случаенеобходи-мости
Организационный этап
Определение местонахождения семьи ребенка, длительно не посещающего школу, через паспортные службы, сельские советы, квартальных по месту прописки родителей, родственников, работников РОВД и др. АдминистрацияЗавучи
Куратор класса
Воспитатели
Социальный педагог
В реальные сроки
Посещение семьи с проведением изучения жилищно-бытовых условий проживания ребенка, длительно не посещающего школу. Куратор классаСоциальный педагог “_”
Проведение организационно-разъяснительной работы в семье по возвращению ребенка в школу. АдминистрацияЗавучи
Куратор класса
Социальный педагог
Педагог-психолог
“_”
В случае неблагоприятной обстановки в семье (жестокость по отношению к ребенку, невыполнение родителями, лицами, их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку и т.д.) ходатайствовать о лишении родительских прав. АдминистрацияКуратор класса
Социальный педагог
По факту
Организация медицинского обследования (лечения) ребенка, длительно не посещающего школу. Направление детей по показаниям на психотерапевтическую, логопедическую или наркологическую помощь, в социально-реабилитационный центр. Врач По необходимости
Взаимодействие со службами соцзащиты по решению проблем соцобеспечения семьи ребенка, длительно не посещавшего школу. ЗавучиКуратор класса
Социальный педагог
По необходимости
Взаимодействие со службами РЭУ по организации ремонтных работ по месту жительства ребенка, длительно не посещающего школу. АдминистрацияСоциальный педагог По необходимости
Направление родителей по показаниям на психотерапевтическую или наркологическую помощь. АдминистрацияВрач По необходимости
Адаптационный этап
Составление индивидуальной адаптационной программы для вернувшегося в школу ребенка. Куратор классаВоспитатель
Социальный педагог
Педагог-психолог
Врач
По возвращению
Снятие у ребенка состояния психологического дискомфорта. Куратор классаВоспитатель
Педагог-психолог
По возвращению
Стимулирующая психодиагностика личности ребенка, длительно не посещавшего школу. Педагог-психолог По возвращению ребенка в школу
Диагностика учебных знаний, умений, навыков. УчительВоспитатель По возвращению ребенка в школу
Индивидуальные собеседования с ребенком, длительно не посещающим школу. Куратор класса ВоспитательСоциальный педагог Регулярно
Гармонизация взаимоотношений “ребенок – семья – учитель” (консультация, индивидуальное собеседование). Педагог-психолог По плану
Повышенное педагогическое внимание. УчительВоспитатель Постоянно
Снятие комплекса учебной неуспешности. Учител...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 785

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340