Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, длительно не посещающих школу
Автор(ы): Могила Ольга Ильинична, педагог-психолог; Киор Анна Петровна, социальный педагог, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность проблемы Концепция модернизации российского образования до 2010 года подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. При составлении программы сопровождения мы опирались на положения федеральной программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“. Учащимся с задержкой психического развития и умственной отсталостью свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в примитивности чувств и интересов, слабостью побуждений к деятельности, внушаемостью и конформностью. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, пропускам занятий без уважительных причин, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании. Отказ от посещения школы довольно частое явление в практике образовательных учреждений. Длительное непосещение школы учащимися – это одна из форм десоциализации детей и подростков. В чем причина падения у детей и подростков интереса к учебе и отказа от посещения школы? Анализ работы с такими детьми (Кушнарева Н.Н., 2000) демонстрирует, что, как правило, есть следующие основные причины, лежащие в основе такой формы десоциализации: - влияние социальной среды: - лишение родительских прав или отбирание детей по суду;
- хронический алкоголизм родителей;
- душевные заболевания родителей;
- пребывание родителей в местах лишения свободы;
- нежелание родителей заниматься воспитанием своих детей;
- трудности в учебе, имеющие различную этиологию: - недостаточная стимуляция психического развития ребенка ввиду низкого социального и материального статуса и неблагополучности семьи;
- недостатки развития познавательной сферы ввиду дефектов умственного развития;
- нарушение детско-родительских отношений: - ребенок не посещает школу, пытаясь привлечь таким образом внимание слишком занятых родителей или используя такие поступки в качестве шантажа;
- завышенное требование родителей по поводу успеваемости ребенка с дефектом приводит к тому, что ребенок начинает ненавидеть школу, а затем перестает ее посещать;
- неблагоприятные личностные отношения со сверстниками и учителями. Цель данной программы: организация возвращения длительно отсутствующего ребенка с проблемами в развитии в школу; профилактика отказов посещения школы обучающимися. Задачи программы: - создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения детей в специальной (коррекционной) школе-интернате;
- коррекция детско-родительских отношений;
- развитие коммуникативных и поведенческих навыков;
- повышение психолого-педагогической компетенции семьи;
- повышение психолого-педагогической компетенции учителей, воспитателей по проблемам возвращения длительно отсутствующего ребенка в школу.
Работа по возвращению в школу длительно отсутствующих учащихся направлена, в конечном счете, на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Реализация программы будет способствовать: - социально-психологичской адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- профилактике школьной, социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формированию здорового образа жизни;
- развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Адресная группа: дети, отказывающиеся от посещения школы, длительно не посещающие школу. Этапы возвращения ребенка в школу | Подготовительный этап – выяснение списка детей, длительно не посещающих школу; причин длительного непосещения школы. | Организационный этап – реализация программы возвращения ребенка в школу-интернат. | Адаптационный этап – создание благоприятных условий для ребенка после его возвращения в школу-интернат. | Профилактический этап – предупреждение обучающимися пропусков занятий без уважительных причин. | Программа ППМС сопровождения детей, длительно не посещающих школу № п/п | Направления деятельности | Ответственный | Сроки | | Подготовительный этап | | | | Определение списка учащихся, длительно не посещающих школу, причин длительного непосещения школы. Контроль решения проблемы каждого ребенка. | Зам. директора по УР и УВРКуратор класса Социальный педагог | Первые две недели 1 четверти | | Проведение ПМПк по проблеме возвращения длительно отсутствующих детей в школу. | Председатель ПМПк | 1 четверть | | Изучение личных дел учащихся, длительно не посещающих школу. | Куратор классаСоциальный педагог Воспитатель | 1 четверть | | Изучение среды обитания ребенка. | Куратор классаСоциальный педагог Воспитатель | Постоянно | | Взаимодействие с органами жилищно-коммунальных служб, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами по выяснению местонахождения учащегося, длительно не посещающего школу. | АдминистрацияЗавучи Куратор класса Воспитатели Социальный педагог | В случаенеобходи-мости | | Организационный этап | | | | Определение местонахождения семьи ребенка, длительно не посещающего школу, через паспортные службы, сельские советы, квартальных по месту прописки родителей, родственников, работников РОВД и др. | АдминистрацияЗавучи Куратор класса Воспитатели Социальный педагог | В реальные сроки | | Посещение семьи с проведением изучения жилищно-бытовых условий проживания ребенка, длительно не посещающего школу. | Куратор классаСоциальный педагог | “_” | | Проведение организационно-разъяснительной работы в семье по возвращению ребенка в школу. | АдминистрацияЗавучи Куратор класса Социальный педагог Педагог-психолог | “_” | | В случае неблагоприятной обстановки в семье (жестокость по отношению к ребенку, невыполнение родителями, лицами, их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку и т.д.) ходатайствовать о лишении родительских прав. | АдминистрацияКуратор класса Социальный педагог | По факту | | Организация медицинского обследования (лечения) ребенка, длительно не посещающего школу. Направление детей по показаниям на психотерапевтическую, логопедическую или наркологическую помощь, в социально-реабилитационный центр. | Врач | По необходимости | | Взаимодействие со службами соцзащиты по решению проблем соцобеспечения семьи ребенка, длительно не посещавшего школу. | ЗавучиКуратор класса Социальный педагог | По необходимости | | Взаимодействие со службами РЭУ по организации ремонтных работ по месту жительства ребенка, длительно не посещающего школу. | АдминистрацияСоциальный педагог | По необходимости | | Направление родителей по показаниям на психотерапевтическую или наркологическую помощь. | АдминистрацияВрач | По необходимости | | Адаптационный этап | | | | Составление индивидуальной адаптационной программы для вернувшегося в школу ребенка. | Куратор классаВоспитатель Социальный педагог Педагог-психолог Врач | По возвращению | | Снятие у ребенка состояния психологического дискомфорта. | Куратор классаВоспитатель Педагог-психолог | По возвращению | | Стимулирующая психодиагностика личности ребенка, длительно не посещавшего школу. | Педагог-психолог | По возвращению ребенка в школу | | Диагностика учебных знаний, умений, навыков. | УчительВоспитатель | По возвращению ребенка в школу | | Индивидуальные собеседования с ребенком, длительно не посещающим школу. | Куратор класса ВоспитательСоциальный педагог | Регулярно | | Гармонизация взаимоотношений “ребенок – семья – учитель” (консультация, индивидуальное собеседование). | Педагог-психолог | По плану | | Повышенное педагогическое внимание. | УчительВоспитатель | Постоянно | | Снятие комплекса учебной неуспешности. | Учител...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 785
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|