Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Материал к уроку Элементы развития учения о строении атома - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Материал к уроку Элементы развития учения о строении атома


Автор(ы): Ерлыкова Светлана Викторовна, преподаватель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“…Выслушай то, что скажу,
И ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела,
Которых мы видеть не можем”
Лукреций
Цель урока:
  1. Обобщить и систематизировать знания о строении атома, полученные ранее в курсах физики и химии. Учащиеся должны вспомнить важнейшие факты из истории развития атомной физики.
  2. Развитие мышления учащихся при обобщении знаний и развитие интереса к предмету путем привлечения исторического материала
План урока:
  1. Организация начала урока.
  2. Работа над изучаемым материалом.
  3. Подведение итогов урока.
Содержание отдельных этапов урока: Организация начала урока: обеспечение общей готовности учащихся к уроку, выделение цели и задач урока. Работа над изучаемым материалом.

Вступительное слово преподавателя:

То, что нельзя увидеть простым глазом, кажется всегда загадочным и увлекательным. Невидимому миру человек всегда приписывал те или другие таинственные могучие силы. Но такие теории не удовлетворяли пытливый ум человека. Наиболее мудрые из людей все дальше и дальше уходили в область малых расстояний в надежде найти те мельчайшие “кирпичики”, из которых построено мироздание, и для них уже исследовать законы природы.
1 учащийся: (выступление докладчиков сопровождается показом презентации см. Приложение 1)
Мысль о том, что вещество построено из мельчайших “кирпичиков” высказывалась еще древнегреческими учеными. Более двух тысяч лет тому назад в столице древней Греции Афинах жил знаменитый философ Анаксагор. Он учил, что все вещи построены из первичных мельчайших частиц – “семян”. По обвинению в безбожии Анаксагор был выслан из Афин и умер в ссылке.
Однако идеи Анаксагора развили его последователи – Левкипп и Демокрит. Они сделали гениальную попытку объяснить строение мира, не прибегая ни к каким сверхъестественным обоснованиям. Итак, с точки зрения Демокрита и Левкиппа вселенная состоит из пустого пространства и бесконечного множества мельчайших частиц – атомов, одинаковых по своим свойствам и движущихся без всякой видимой причины. Существует предел деления атомов. (Учащиеся заполняют 1 строку таблицы см. Приложение 2)
Римский поэт-философ Лукреций в поэме “О природе вещей” писал:
“…Существуют такие тела,
Что прочны и вечны.
Это – вещей семена
И начала в учении нашем,
То из чего получился весь мир,
Существующий ныне…
Первоначала вещей, таким образом,
Просты и плотны.
Иначе ведь не могли бы они,
Сохраняясь веками,
От бесконечных времен и досель
Восстанавливать вещи.”
Еще один древнегреческий мыслитель – Аристотель - сыграл немаловажную роль в науке о строении вещества. Он утверждал, что в природе нет пустоты, материя непрерывна, а делимость вещества бесконечна (Учащиеся заполняют 2 строку таблицы)
Это учение Аристотеля господствовало примерно до XVII столетия, в котором атомистические представления вновь возродились.
2 учащийся:
Учение о строении всех тел из атомов противоречило учению церкви и жестоко преследовалось. Так в начале XVIIвека в 1626 году французский парламент специальным декретом запретил под страхом смертной казни заниматься атомной теорией. Но, несмотря на это ученые продолжали выступать с учением об атомах.
В 1647 году во Франции вышла книга ученого Гассенди об атомах. Гассенди утверждал, что атомы – мельчайшие физические тела разнообразной формы и отличающиеся друг от друга весом и величиной. Молекула – соединение нескольких атомов. (Учащиеся заполняют 3 строку таблицы)
Однако все это оставалось только догадкой, ибо существовавший тогда уровень развития науки не позволял доказать существование атома.
Нидерландский физик Христиан Гюйгенс утверждал, что главное свойство атома – бесконечная твердость, противостоящая любым попыткам разделить атом на части. (Учащиеся заполняют 4 строку таблицы) Таким образом, он подтвердил правильность названия данного древними греками: атом - неделимый.
Весьма интересны атомистические представления хорватского ученого XVIIстолетия Р.Бошковича. У Бошковича атомы – это не частички вещества, а некие точки, рассматриваемые как “силовые центры”. Все “центры” одинаковы, а различные свойства веществ объясняются различием во взаимном расположении “центров”. Представления Бошковича, по сути дела, первая попытка ввести в физическую картину мира силовые поля. Эти представления оказали в последствии влияние на взгляды М.Фарадея. (Учащиеся заполняют 5 строку таблицы)
Большая заслуга в формулировке научной атомной гипотезы принадлежит М.В.Ломоносову. В своих трудах он дал основы кинетической теории газов и кинетической теории тепла. Молекулярно-кинетическая теория подтверждалась экспериментальными данными.Справедливость этой теории свидетельствовала о реальности существования атомов и молекул.
По словам Ломоносова, вещество состоит из мельчайших частиц – атомов, и их сочетаний – молекул. Атом характеризуется определенной массой и обладает химическими свойствами. (Учащиеся заполняют 6 строку таблицы)
Химик У.Праут в 1815 году выдвинул гипотезу о том, что все атомы построены из атомов водорода.
Вопрос о строении атома оставался нерешенным. Атом по-прежнему считали неделимым. На вопрос о том, является ли атом простейшей частицей, или он в свою очередь построен из более простых частиц, могли ответить только основываясь на экспериментальных фактах.
3 учащийся:
В 1895 году Г.Кирхгоф и Р.Бунзен открыли спектральный анализ – метод определения химического состава вещества по его спектру. Было установлено, что атомы имеют различные спектры. (Учащиеся заполняют 7 строку таблицы)
Спустя 10 лет в 1869 году Д.И.Менделеев создал свою знаменитую Периодическую систему, что име...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.03 | Просмотров: 817

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340