Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Конспект урока по литературе Лицейский период в жизни А.С. Пушкина. 8-й класс
Автор(ы): Беляева Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: обобщающий. Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Лицейский период в жизни А.С.Пушкина»; выработка ЗУНов в области устной речи по данной теме. Задачи урока: 1. Образовательные: - формирование лексических умений и навыков в устной речи;
- активизация употребления изученной лексики.
2. Развивающие: - продолжать развивать умение выстраивать монологические высказывания по данной теме;
- развивать умение строить высказывание по образцу и самостоятельно;
- дать представление о биографии А.С.Пушкина (Лицей);
- расширение кругозора.
3. Воспитательные: - прививать любовь и интерес к русскому литературному языку;
- воспитывать умение работать в группах, самостоятельно.
Оснащение урока: - учебник-хрестоматия «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 6 класс;
- портреты юных А.Пушкина, И. Пущина, В.Кюхельбекера, А.Дельвига, Е.Бакуниной, иллюстраций Царскосельского Лицея;
- тексты стихотворений А.С.Пушкина о дружбе, о друзьях.
Оформление доски: - тема, эпиграф, портреты лицеистов;
- слова для словарной работы: послание, дружба, такт;
- эпиграф к уроку: «Друзья мои, прекрасен наш союз» «19 октября»,1825 год;
- формулировка домашнего задания.
Ход урока 1. Викторина по сказкам А.С.Пушкина: «Кому принадлежат эти вещи?» а) «петушок с высокой спицы стал стеречь его границы» б) «…наливное, золотое, …яблочко…» в) «толоконный лоб» г) «…разбитое корыто» д) «Под косой луна блестит, А во лбу звезда…» е) «…невод с травою морскою…» ж) «орешки не простые, скорлупы-то золотые» з) «…изба со светёлкой с кирпичною, белую трубою…» и) «…зеркальце одно; свойство зеркальце имело: Говорить оно умело…» - Подведение итогов викторины на звание юного пушкиниста-сказочника. 2. Слово учителя: Если мы имели такое зеркальце, то сегодня на уроке непременно бы воспользовались его услугами, попросив показать нам юного Александра Пушкина, вашего ровесника. Но поскольку волшебные предметы и помощники бывают только в сказках, мы по-иному справимся с этой ситуацией, будем рассчитывать на свои силы и возможности. Слово предоставим ребятам нашего класса. Учащиеся. Литературный монтаж (материалы). 3. Слово учителя: И конечно это было не только время дружбы и творчества, но и время первой любви. Послушайте, какие замечательные стихи посвящает юный Александр Пушкин Екатерине Бакуниной, сестре своего лицейского товарища. …О милая, повсюду ты со мною: Но я уныл и в тайне я грущу. Блеснет ли день за синею горою, Взойдет ли ночь с осеннею луною - Я всё тебя, прелестный друг, ищу; Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, - Одну тебя в неверном вижу сне; Задумаюсь - невольно призываю, Заслушаюсь - твой голос слышен мне. Рассеянный сижу между друзьями, Невнятен мне их шумный разговор, Гляжу на них недвижными глазами, Не узнает уж их мой хладный взор! К молодой фрейлине обращены многие стихотворения 1815-1917 годов Это стихотворение принадлежит к древнейшему жанру монологической поэзии - посланию, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения. Послания знала ещё древне русская литература, но как лирический жанр послания были особо популярны в русской литературе в XVIII-начале XIX века. Это жанр, близкий к письму. Послание- произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу. А сейчас послушаем в исполнении ребят послание А.С. Пушкина к его друзьям. Учащиеся: - «К Пущину» (4 мая) «Любезный именинник…»
- «К Дельвигу» «Друг Дельвиг, мой парнасский брат…»
- «Послание к Князю Горчакову» «Питомец мод, большого света друг…»
Слово учителя: Итак, мы послушали отрывки из посланий, написанных А.С. Пушкиным своим друзьям. Что их всех объединяет? (Тема дружбы) А что такое дружба? (Варианты ответов учащихся, затем обращение к словарю) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Словарь Ожегова С.И.) Ребята, давайте посмотрим на эпиграф нашего урока и подумаем, что он обозначает: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Речь идёт о дружбе не на время, а навсегда, о со...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.07.04 | Просмотров: 1042
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|