Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по литературе Лицейский период в жизни А.С. Пушкина. 8-й класс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Конспект урока по литературе Лицейский период в жизни А.С. Пушкина. 8-й класс


Автор(ы): Беляева Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: обобщающий.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Лицейский период в жизни А.С.Пушкина»; выработка ЗУНов в области устной речи по данной теме.
Задачи урока:
1. Образовательные:
  • формирование лексических умений и навыков в устной речи;
  • активизация употребления изученной лексики.
2. Развивающие:
  • продолжать развивать умение выстраивать монологические высказывания по данной теме;
  • развивать умение строить высказывание по образцу и самостоятельно;
  • дать представление о биографии А.С.Пушкина (Лицей);
  • расширение кругозора.
3. Воспитательные:
  • прививать любовь и интерес к русскому литературному языку;
  • воспитывать умение работать в группах, самостоятельно.
Оснащение урока:
  • учебник-хрестоматия «Литература» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 6 класс;
  • портреты юных А.Пушкина, И. Пущина, В.Кюхельбекера, А.Дельвига, Е.Бакуниной, иллюстраций Царскосельского Лицея;
  • тексты стихотворений А.С.Пушкина о дружбе, о друзьях.
Оформление доски:
  • тема, эпиграф, портреты лицеистов;
  • слова для словарной работы: послание, дружба, такт;
  • эпиграф к уроку: «Друзья мои, прекрасен наш союз» «19 октября»,1825 год;
  • формулировка домашнего задания.
Ход урока
1. Викторина по сказкам А.С.Пушкина:
«Кому принадлежат эти вещи?»
а) «петушок с высокой спицы
стал стеречь его границы»
б) «…наливное, золотое, …яблочко…»
в) «толоконный лоб»
г) «…разбитое корыто»
д) «Под косой луна блестит,
А во лбу звезда…»
е) «…невод с травою морскою…»
ж) «орешки не простые,
скорлупы-то золотые»
з) «…изба со светёлкой
с кирпичною, белую трубою…»
и) «…зеркальце одно;
свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…»
- Подведение итогов викторины на звание юного пушкиниста-сказочника.
2. Слово учителя:
Если мы имели такое зеркальце, то сегодня на уроке непременно бы воспользовались его услугами, попросив показать нам юного Александра Пушкина, вашего ровесника. Но поскольку волшебные предметы и помощники бывают только в сказках, мы по-иному справимся с этой ситуацией, будем рассчитывать на свои силы и возможности.
Слово предоставим ребятам нашего класса.
Учащиеся. Литературный монтаж (материалы).
3. Слово учителя:
И конечно это было не только время дружбы и творчества, но и время первой любви. Послушайте, какие замечательные стихи посвящает юный Александр Пушкин Екатерине Бакуниной, сестре своего лицейского товарища.
…О милая, повсюду ты со мною:
Но я уныл и в тайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет ли ночь с осеннею луною -
Я всё тебя, прелестный друг, ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, -
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь - невольно призываю,
Заслушаюсь - твой голос слышен мне.
Рассеянный сижу между друзьями,
Невнятен мне их шумный разговор,
Гляжу на них недвижными глазами,
Не узнает уж их мой хладный взор!
К молодой фрейлине обращены многие стихотворения 1815-1917 годов
Это стихотворение принадлежит к древнейшему жанру монологической поэзии - посланию, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения. Послания знала ещё древне русская литература, но как лирический жанр послания были особо популярны в русской литературе в XVIII-начале XIX века. Это жанр, близкий к письму.
Послание- произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу.
А сейчас послушаем в исполнении ребят послание А.С. Пушкина к его друзьям.
Учащиеся:
  1. «К Пущину» (4 мая) «Любезный именинник…»
  2. «К Дельвигу» «Друг Дельвиг, мой парнасский брат…»
  3. «Послание к Князю Горчакову» «Питомец мод, большого света друг…»
Слово учителя:
Итак, мы послушали отрывки из посланий, написанных А.С. Пушкиным своим друзьям.
Что их всех объединяет? (Тема дружбы)
А что такое дружба? (Варианты ответов учащихся, затем обращение к словарю)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Словарь Ожегова С.И.)
Ребята, давайте посмотрим на эпиграф нашего урока и подумаем, что он обозначает:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Речь идёт о дружбе не на время, а навсегда, о со...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.07.04 | Просмотров: 1042

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340