Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внедрение исследовательского принципа в процессе обучения химии - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Внедрение исследовательского принципа в процессе обучения химии


Автор(ы): Шабанова Инна Александровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников.
Только в вузе студенты начинают заниматься научной работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
В преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Поэтому так важно именно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В учебном процессе большое внимание надо уделять вопросам творческой, исследовательской и коллективной деятельности учащихся, ориентированной на их развитие и саморазвитие. При этом важно в процессе проектирования не просто выделить обучающие технологии, но и особенно те, которые влияют на мотивацию и установки профессионального выбора учащихся, на их социальную адаптацию. При внедрении в учебный процесс таких технологий, как групповые исследовательские проекты, в значительной мере учитываются технологические факторы, меняется роль учителя: из оракула, вещающего истины, он превращается в руководителя поиска истин. Самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности с учетом индивидуальных интересов и мотивов, а затем и сама деятельность, где формируются такие качества, как умение разделить ответственность, взять на себя ответственность, работать в коллективе и др., анализ деятельности и результатов, оценка результатов, рефлексия – вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении в инновационные педагогические технологии коллективной исследовательской и проектной деятельности. Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни.
Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируем не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний, и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта столь велика, что на этом фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика. Логика включения исследовательских ученических проектов в арсенале технологий позволяет говорить еще об одном позитивном результате этой деятельности. Это обучение собственно технологии проектирования. Проектирование как вид интеллектуальной деятельности является одной из наиболее глобальных технологий современной культуры.
В своей практике исследовательский метод использую на внеклассных занятиях. Но назрела необходимость целенаправленного формирования творческой активности и исследовательских навыков непосредственно на уроках. Использование исследовательского метода обучения:
  • позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;
  • должен способствовать формированию и развитию творческого химического мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;
  • овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов и явлений.
Основные направления интенсификации самостоятельной работы учащихся кроются в коренном изменении организации лабораторно-практических занятий в сторону усиления исследовательской деятельности учащихся.
Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:
  • принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;
  • принцип осознанности как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов;
  • принцип самодеятельности - когда ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт;
  • принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;
  • принцип культуросообразности. Важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре, ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности.
В настоящее время резко увеличилось число критических замечаний в адрес химии, обвинений ее в причастности к загрязнению окружающей среды и созданию неблагоприятной экологической обстановки. Явно прослеживается антипропаганда химических знаний, которая вызывает у учащихся хемофобию, боязнь и нежелание изучать химию. Это подтверждают результаты анкетирования учащихся различных возрастных группах. Дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией. Но такой мотивации недостаточно. Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Только глубокие знания химии позволят избежать экологической катастрофы. В связи с этим возникает необходимость поиска и научного обоснования эффективных и общедоступных методик преподавания химии, осуществление новых нетрадиционных подходов к проведению уроков химии в школе. В современной концепции школьного химического образования подчеркивается, что в курсе химии должны быть затронуты проблемы химической эволюции вещества, связи химии с искусством, литературой, историей науки, психологией. Значительное место в курсе отводится вопросам применения веществ и материалов в быту, профилактике здоровья, экологическим проблемам. Важным направлением в преподавании химии является также реализация валеологического аспекта. Это продиктовано тем, что, не освоив культуру здоровья, которую, прежде всего, определяет умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Один из способов реализации концепции творческого саморазвития личности – организация коллективной поисково-исследовательской деятельности школьников при обучении химии. Основное условие эффективности такой работы с учащимися – интеграция содержания учебной ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.07.08 | Просмотров: 939

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340