Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сказкотерапия. Волшебная страна внутри нас - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Сказкотерапия. Волшебная страна внутри нас


Автор(ы): Кардополова Мария Михайловна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Но всё чаще педагоги и психологи используют термины “эмоциональная неадекватность”, “эмоциональные нарушения”. За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым непросто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь “задним числом”.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, замкнутости, “заторможенности” и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, верхняя часть айсберга. Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от слабости “Я”.
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте себе, что внутри нас находиться целая страна, в которой есть король (королева), есть придворные, своя система управления, простые граждане. Если глава страны слаб, то страной управляют слуги. Однако они не обладают мудростью короля, поэтому совершают ошибки.
Теперь становиться понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король забывший и не исполняющий своих обязанностей.
В этом случае задача педагога, психолога, мудрого родителя заключается в “усилении” короля и “расстановке” придворных по местам, соответствующим их назначению. Здесь нам может помочь “сказкотерапия”.
Что же такое сказкотерапия?
Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка и игра. Например, для ребенка, который чего то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. С помощью педагога на занятиях или в быту ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ребенку можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать эту сказку на новый лад, придумать новую с этим же главным героем и т.д. В процессе такой работы ребенок не только “знакомиться” со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становиться победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находиться в действии, куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда в начале поведение героя не является активным: толчок активности производиться извне другим персонажем.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
  1. Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
  2. Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров.
  3. Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
а) мотивационного, включающего отношения к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия)
б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменение настроения, эмоционального состояния и др.
в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействие с другими детьми.
Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Один из с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.07.09 | Просмотров: 985

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340