Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) в 7-м классе по теме Создание движения в картине И.И. Левитана Над вечным покоем и в стихотворении И.Бродского Пилигримы
Автор(ы): Пономарева Ольга Степановна, учитель русского языка и литературы; Горбачева Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока: - Сформировать понятие о том, как создается движение на картине и в стихотворении.
- Развивать навыки работы с конструктивными элементами текста.
- Помочь разобраться в смысле стихотворения “Пилигримы”.
Оборудование: портрет И.И. Левитана, репродукция картины “Над вечным покоем”, портрет И. Бродского, тексты стихотворения. Ход урока I. 1. Сообщение целей и темы урока. 2. Учитель литературы: - Наш огромный мир наполнен цветом, звуками, движением. Интересно, как произведения искусства передают это бесконечное движение окружающего мира? 3. Учитель изобразительного искусства: - Перед вами репродукция картины И.И. Левитана “Над вечным покоем”. Что на ней изображено? - Характерные черты пейзажей И.И. Левитана – простота, соединенная с глубоким внутренним содержанием, жизненная трепетность, подвижность. Как создается движение на этом полотне? (Тучи ползут вереницей, набегая друг на друга, трепещущие и гнущиеся деревья, рябь на воде – все это создает ощущение движения) - Если в картине все движется, почему она называется “Над вечным покоем”? (На картине мы видим кресты, под которыми покоятся останки людей. Художник говорит о трагическом противоречии между кратковременным существованием человека на земле и вечно живущей, движущейся природой.) - И.И. Левитан много путешествовал, любимая тема художника – тема дороги. 4. Учитель литературы: А известный поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии И. Бродский говорил: “Писатель – одинокий путешественник”. Центральный образ ранней поэзии И. Бродского – это неостановимое движение. Движение у поэта мотивировано по-разному. Понаблюдаем, как это происходит в стихотворении “Пилигримы”. II. Чтение стихотворения - Какие слова были непонятны? Запись в тетрадь: Пилигримы – странствующие богомольцы. Ристалище (устар.) – площадь для гимназических, конных и других состязаний. Капище (устар.) – языческий храм дохристианского времени. - Какие предметы заполняют художественное пространство стихотворения до слова пилигримы и после него? Учащиеся выписывают слова в таблицу: 1. Ристалища, капища, храмы, бары, кладбища, базары, Мекка, Рим. Пилигримы. 2. Закат, рассвет, пустыни, зарницы, звезды, птицы.
| - Что интересного заметили в первой группе слов? (Слова с противоположным значением, ристалища, бары – здесь веселье, развлечение. Капища, храмы – здесь молятся, верят. Кладбища – это горе, грусть. Базары – бойкое место, торгуют, покупают. Но пилигримы проходят мимо всего, значит, есть движение, и если они переместились от древних ристалищ до современных баров, значит, они ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.07.16 | Просмотров: 829
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|