Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Учение с увлечением (из опыта преподавания химии) - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Учение с увлечением (из опыта преподавания химии)


Автор(ы): Рулёв Александр Юрьевич, учитель химии; Рулёва Тамара Михайловна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Народная мудрость

Уже к середине XX века России пророчили встать “во главе образованного мира, дающего законы и науке, и искусству и принимающего благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества”. Увы… Сегодня в условиях снижения общего уровня культуры особенно остро понимается огромная важность образования. Многие прежние формы обучения перестают работать. Для того чтобы грядущие поколения не прониклись ненавистью к образованию, необходимо найти такие методы работы, которые позволили бы не только поддержать у ребят интерес к познанию нового, но и развить стремление к самостоятельной работе с учебной и научно-популярной литературой. Основными направлениями решения этой проблемы, на наш взгляд, являются следующие:
  1. насыщение курса высокой информативностью в сочетании фундаментальности знания с его практической ценностью;
  2. широкое использование принципа гуманизации знаний;
  3. разработка системы оценки работы и знаний учащихся, которая стимулировала бы здоровую конкуренцию среди ребят за право неформального лидерства.
Первое и второе направления предусматривают не только знакомство с новейшими достижениями науки, но и поиск нетрадиционных форм преподнесения материала. Что такое урок? Прежде всего, это встреча. Встреча двух людей, каждый из которых является одновременно и учителем и учеником. Как сделать так, чтобы, расставаясь, каждый из них с нетерпением ждал новой?
Не секрет, что интерес к предмету во многом зависит от отношения ученика к учителю. Воспитать личность принуждением и угрозами невозможно! Поистине образованный и интеллигентный человек может вырасти только в условиях полной свободы. “Учить нужно только того, кто чувствует в этом потребность” - считал академик В. А. Легасов. Как добиться, чтобы ребенок почувствовал потребность в знании и процесс обучения приносил ему только наслаждение?
Ответ достаточно прост: нужно, чтобы процесс обучения был желанным, чтобы на каждый урок ребёнок (большой или маленький) шёл (бежал!) с желанием встретить там что-то ему пока неведомое, встретить там его, Учителя! Несомненно, любой педагог стремится не остаться в долгу перед теми, кто спешит сегодня на эту встречу. А для этого ему нужно, прежде всего, оставаться самим собой, не боясь показать, что учитель – такой же обыкновенный человек, с присущими любому бедами и радостями. Естественно, его уровень владения материалом должен быть существенно выше школьного, а сам педагог – культурным и образованным человеком, постоянно работающим над собой. “Азбучная истина!” - воскликнет читатель. Верно! Но только такой педагог может свободно держаться в общении с детьми, и лишь совместная работа учителя и ученика превратит их в соратников. Так незаметно обучение и воспитание становятся неразделимыми.
У каждого педагога свои секреты, свой стиль общения с учеником. Но очень важно, чтобы, идя на урок, учитель не забыл … себя. Вы любите сказки? Смелее несите их на урок! Даже вчерашний двоечник не откажется решить задачу, если она спрятана в сказке!
За горами, за лесами,
за широкими морями,
против неба – на земле
жил старик в одном селе.

Помните эту сказку Петра Ершова? Верно, “Конек-горбунок”. Хотите узнать, какая история приключилась там с Иваном?
Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился,
Крякнул дважды и спросил: “А пошто меня будил?”
Царь, прищурясь глазом левым, закричал ему со гневом,
Приподнявшися: “Молчать! Ты мне должен отвечать:
В силу коего указа скрыл от нашего ты глаза
Натрия алкоголят? Отвечай-ка быстро, брат!
Отвечай же! Запорю!” “Я те толком говорю:
Нету спирту. Да откуда мне достать такое чудо?”
Царь с кровати тут вскочил и сундук большой открыл.
“Что? Ты смел еще переться? Да уж нет, не отвертеться!
Это что? Аль не карбид? Видит Бог, как я сердит”.
Задрожав, как лист в буран, шапку выронил Иван.
И, закутавшись в полу, растянулся на полу.
“Ну, для первого случаю я вину тебе прощаю.
Так вот, видишь, я каков! Но, сказать без дальних слов,
Я узнал, что этилату в нашу царскую палату,
Если б вздумал приказать, похваляешься достать”.
И добавил: “Но смотри! Если ты недели в три
Не достанешь этилату в нашу царскую палату,
То, клянуся бородой, ты поплатишься со мной!”
Царь в палаты удалился. А Иван слезой умылся
И пошел на сеновал, где конек его лежал.
“Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил? –
Говорит ему конек, у его вертяся ног. –
Аль попался к лиходею?” Пал Иван коньку на шею,
Обнимал и целовал. “Ох, беда, конек, - сказал. –
Царь велел мне этилату принести ему в палату.
Что мне делать, горбунок?” Говорит ему конек:
“Велика беда, не спорю; но могу помочь я горю.
Оттого беда твоя, что не слушался меня.
Как органику вначале для себя вы открывали,
Я сказал тебе тогда: “Ты учись, не то беда”
Не поняв науку сразу, в ней заблудишься потом.
И учитель, вспомни, Ваня, вам не раз твердил о том.
Вот теперя ты узнал, правду ль я тебе сказал.
Но, сказать тебе по дружбе, это – службишка, не служба.
Служба вся, брат, впереди. Ты в 10 класс пойди
И скажи: “Милы ребята. Нужно натрий этилата
Мне немного получить. Из карбида, стало быть”.
Эти школьники лихие, химики все удалые
К этилату путь найдут. На все дело – 5 минут!
Нужно видеть, как загораются лица ребят! Ни один не остается в стороне.
А если на традиционную разминку в начале урока выйти в чалме, длинном халате и с бородой старика Хоттабыча, самое трудное задание покажется пустячком.
Как-то мне сказали дети, чудеса, мол, ваши эти
может каждый сотворить, если химию учить.
Стало мне, друзья, обидно. Взял я серого карбида,
измельчил чуть-чуть его и добавил Н2О.
Газ какой-то отделился и с водой соединился.
Жидкость пахла так ужасно!
Чтоб мой труд был ненапрасным,
Тот же час восстановленьем
Занялся я с нетерпеньем.
Жидкость снова получилась. Голова тут закружилась,
Словно мы с соседом Джином перебрали малость джинна.
Жидкость в колбу поместил, кислоты туда прилил,
что бутановой зовут. Смесь нагрел чуть-чуть. И тут…
Запах чудный появился, будто в джунглях очутился.
И скажу вам без прикрас, продукт – чистый ананас.
Ну-ка, милые ребятки, распишите по порядку,
Что и с чем соединилось, что откуда получилось.
Все вы химики лихие, знатоки вы удалые,
помогите старику, не останусь я в долгу.
Вам трудно даются стихи, но вы страстный поклонник детективного жанра? Дайте задание с элементами приключений! “Напишите уравнения реакций гидролиза солей Na2CO3 и AlCl3” - предлагает школьный учебник. Но ведь то же задание можно предложить в иной форме, начиная урок с сообщения о “полученном” вами накануне загадочном письме.
Уважаемые знатоки химии 9 класса, я рад передать вам привет от своего друга Шерлока Холмса, с удивительными приключениями которого вы, наверное, хорошо знакомы. Однажды зимним вечером, когда мы сидели у камина, Холмс достал из ящика письменного стола потемневшую от времени коробочку, вынул оттуда и протянул мне две пробирки с бесцветными жидкостями и две этикетки, надписи на которых разобрать было невозможно. Я обработал эти листки раствором желтой кровяной соли и прочитал следующие формулы: Na2CO3 и AlCl3. Не могли бы вы, используя только индикаторы, определить, раствор какой соли находится в каждой из пробирок? Прошу вас также в качестве доказательства привести уравнения соответствующих реакций.
С наилучшими пожеланиями,
доктор Ватсон

Ещё один любопытный прием используем мы в работе: планируем уроки, где нужно не успеть. Например, изучая тему “Энергетика химических реакций. Катализ” и рассматривая энергетические диаграммы “Энергия - координата реакции”, сознательно со звонком завершаем урок “на самом интересном месте” вопросом: “А можно ли перейти с плато “исходные реагенты” на плато “продукты реакции”, не взбираясь на высокий перевал энергии активации?” Если заинтересовал уроком, то кто-то за ответом заглянет в книгу, а кто-то уже тут же на перемене, догадается: “Нужно прокопать туннель!”. Со “строительства” этого туннеля и начинается следующий урок, посвященный катализу.
Мы убедились, что привнесение в урок игровых моментов делает обучение желанным. Часто кажущийся трудным материал легко и просто воспринимается ребятами через игру. Отсюда удовлетворение от учебы и желание узнавать новое ещё и ещё. Результаты не заставляют себя ждать: успешно выполняется программа углубленного изучения химии, не смотря на то, что в неё включены некоторые разделы университетского курса. Ребята занимают призовые места на различного уровн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.07.20 | Просмотров: 906

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340