Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Итоговая литературная игра по древнерусской литературе и по литературе XVIII в. в форме телевизионной игры Умники и умницы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Итоговая литературная игра по древнерусской литературе и по литературе XVIII в. в форме телевизионной игры Умники и умницы


Автор(ы): Окорокова Ольга Александровна, Учител русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Литературная игра – это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Игра может проходить как традиционная викторина, конкурс между командами, но можно различные телевизионные конкурсы адаптировать к школьным условиям. Для уроков литературы как нельзя лучше подходит игра “Умники и умницы”, которая дает возможность учащимися проявить себя в каком-то новом качестве, показать эрудицию, смекалку, логику. Также школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Применение “Умников и умниц” может способствовать также и реализации межпредметных связей: литературы и истории, литературы и искусства и так далее.
Урок “Умники и умницы” привлекает необычной формой общения, снимает психологическое перенапряжение каждодневного опроса, стимулирует вдумчивое чтение текста, активно включает мысль и воображение учащихся. Урок мобилизует творческие способности каждого участника викторины, вынужденного говорить от лица того или иного героя. Предлагаемая модель урока может быть использована как форма контроля на обобщающем уроке или на уроке повторения изученного при подготовке к экзаменам.
Удовольствие от демонстрации имеющихся знаний, азарт, вызванный соперничеством, стремление стать лучшим знатоком литературы, возможность самореализации каждого участника в творческом процессе игры – все это благоприятно сказывается на формировании и развития интереса к предмету.
Описанный урок проводится в 9-м классе, рассчитан на два часа.
Правила игры: викторина состоит из 3 агонов (“агон” в переводе с греческого означает “соревнование”, “состязание”), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий проводит розыгрыш дорожек и объясняет следующее:
Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса. Но, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку.
На желтой дорожке участника викторины ожидает три вопроса, зато здесь можно один раз ошибиться.
Зеленая дорожка длиннее предыдущих – ведущий задает агонистам четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.
Судит состязание Высокий ареопаг. В ареопаг могут быть приглашены учителя-предметники, учащиеся старших классов.
Атрибуты урока: ордена умника, разноцветные дорожки, карточки, репродукция с картины В.М.Васнецова “На череп коня наступил”.
Цель урока:
1. Выявить лучших учащихся по темам: “ Древнерусская литература”, “Литература XVIII века”.
I этап игры: по вопросам определяются участники агона. Остальные учащиеся принимают участие как теоретики.
Розыгрыш дорожек:
  1. Какую литературу называют древнерусской? (Литературу XI–XVII веков)
  2. Какое произведение является древнейшим памятником литературы Киевской Руси? (“Слово о полку Игореве”)
  3. Перечислите жанры древнерусской литературы (слово, летопись, поучения, хождения, повести, жития).
  4. Дайте определение оды (хвалебная песня).
  5. Что значит архаизмы? (Устаревшие слова)
  6. К кому или к чему обращается Ярославна? (Днепру, солнцу, ветру)
  7. Кто перевел “Слово о полку Игореве” на современный русский литературный язык? (Бальмонт, Жуковский, Майков, Заболоцкий)
  8. Где началась эпоха Возрождения? (в Италии)
  9. Что означает слово “классицизм”? (Образцовый)
  10. Кто является, по мнению А.С. Пушкина, “нашим первым университетом”? (М.В. Ломоносов)
  11. Он, по мнению Пушкина, “из перерусских русский”. (Д.И. Фонвизин)
  12. Что сказал о юном Пушкине-лицеисте Г.Р. Державин? (“Я не умер, вот кто заменит Державина”)
  13. Перечислите положительных героев комедии “Недоросль” (Правдин, Стародум, Милон, Софья)
  14. Чей сговор не состоялся? (Софьи и Скотинина)
  15. Где происходят события, изображенные в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”? (В Москве)
  16. Из чего состоит хлеб крестьянина? (Из трех четвертей мякины и одной несеяной муки)
  17. На вратах какого города прибил свой щит Олег? (Царьграда)
  18. Кто является “верным отголоском эпохи Екатерины II”? (Державин Г.Р.)
  19. Объясните значение архаизмов, взятых из прочитанных произведений:
Дать зорю – наказать
Вещий – предвидящий будущее
Холоп – слуга
Налой – стол
Стяг – боевое знамя
Вече – собрание
Светило – солнце
Подводится итог, определены участники агона.
Выбор дорожки определяется по домашнему заданию: сочинить оды:
а) учебнику литературы,
б) уроку литературы,
в) учителям.
АГОНЫ
Красная дорожка. Вопросы к агонисту №1.
  1. Вы императрица Елисавета Петровна. В каком году Вы взошли на российский престол? Кто и за что воспел Вас? (На трон взошла в 25ноября 1741 года. Прославил меня М.В. Ломоносов. За то, что “дух мой зефира тише”, за “кроткий глас”, за “добрый и прекрасный лик”, за то, что “расширять – науки изволила Елисавет”.)
  2. Вас прославил великий Ломоносов. Его Белинский назвал “отцом нашей литературы, ее Петром Великим”. Почему? (Ломоносов разработал теорию трех штилей, предложил и ввел силлабо – тоническую систему стихосложения).
Вопросы к агонисту №2.
  1. Вы князь Игорь. Расскажите о себе и о вашем походе. (Я новгород-северский князь. В 1185 году вместе со своим братом Всеволодом пошел на половцев “ища себе славы”. Битву проиграл, бежал из плена. Жену зовут Ярославна.)
  2. Ваша жена Ярославна плачет на Путивле на забрале. Объясните значение этого устаревшего слова. (Крепостная стена.)
Вопросы к агонисту №3.
  1. Вы Еремеевна. Расскажите о своей хозяйке, о госпоже Простаковой, дайте ее характеристику.
  2. Какое наказание понесла ваша хозяйка за все зло, которое она причиняла людам? (Отнята власть, имение взято под опеку, сын бросил ее).
“Желтая дорожка”
Вопросы участнику агона№1.
  1. Вы княгиня Ольга. Как вы отомстили за смерть своего мужа? Кто он? Как он погиб? В каких произведениях о нем рассказывается? (Моего мужа звали князь Игорь. Он ходил за данью в землю древлян. Ему показалось, что он собрал мало дани и вернулся обратно. Древляне были очень недовольны, они захватили Игоря и подвергли ужасной смерти: привязали к двум согнутым деревьям, которые, распрямившись, разорвали его на части. За смерть Игоря отомстила княгиня Ольга. Она древлянских послов велела сбросить в яму, где они и были засыпаны. Велела привязать зажженную серу к птицам и отпустила их, птицы вернулись к гнездам и зажгли весь город. Об этом говорится в “Повести временных лет” и в “Истории Российского государства” Н.М. Карамзина.
  2. Вы первой в России приняли веру. Какую приняли веру и когда это случилось? (Ольга стала первой христианкой в 988 году.)
  3. Дается отрывок из повести “Бедная Лиза”. Необходимо расставить знаки препинания. И объяснить расстановку знаков препинания: “Одна добрая женщина которая шла по улице остановилась над Лизою лежавшею на земле и старалась привести в память”.
Вопросы к участнику агона №2.
  1. Вы Евпатий Коловрат. Какой вы совершили подвиг? (Отомстил татарам за разорение родного города и погиб смертью храбрых, заслужил уважение противников.)
  2. Зачитывается отрывок из “Повести о нашествии Батыя на Рязань в 1237 году”. Задание: определить художественный прием, которым пользуется автор, чтобы показать исключительную силу Евпатия Коловрата: “… И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, бил их нещадно… И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал и возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин”. (Гипербола)
  3. Гиперболу использовал и Н.М. Карамзин в повести “Бедная Лиза”. К какому ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.15 | Просмотров: 945

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340