Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Лингвистический анализ текста по материалу рассказа И.С. Тургенева Бежин луг (развивающий курс по русскому языку, 6-й класс)
Автор(ы): Маркова Евгения Геннадьевна, учитель русского языка и литературы; Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - формирование навыков извлечения из текста авторской мысли, развитие речи, умения анализировать художественный текст, находить в нем выразительные средства языка;
- закрепление навыков выражения собственных мыслей;
- воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к русскому языку, к родной природе.
Оборудование: - интерактивная доска,
- слайды,
- музыка Э. Грига,
- раздаточный материал (текст И.С.Тургенева)
Эпиграф: Природа - вечный образец искусства. В.Г.Белинский Ход урока I. Сообщение целей и задач урока. II. Работа с текстом. 1. Чтение текста учителем. 1.Свежая струя проб..жала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро зачиналось. 3. Еще н..где не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на в..стоке. 4. Бледно(серое) небо св..тлело, хл..дело, с..нело; звезды то м..гали слабым светом, то и..чезали; отсырела з..мля, зап..тели листья, (кое)где стали ра..д..ват..ся ж..вые звуки, г..лоса, и жи..кий, ра(н,нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и п..рхать над з..млею. 5. Я проворно встал и подош..л к мальчикам. 6. Они все спали как убитые в..круг тлеющего к..стра:7. Я пош..л восвояси вдоль задымившейся р..ки. 8.(Не)успел я отойти двух верст, как уже пол..лись:сперва алые, потом красные, з..лотые п..токи м..лодого, г..рячего света:9. Все заш..велилось, проснулось, запело, зашумело, заг..ворило. 10. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли р..сы; мне (на) встречу , чистые и ясные, словно тоже обмытые утре(н,нн)ей прохладой, прин..слись звуки кол..кола, и вдруг мимо меня, пог..няемый знакомыми мальчиками, промчался отд..хнувший табун:(По И.С.Тургеневу). - Какой тип речи преобладает в тексте? (Описание). - О чем этот текст? (О наступлении утра, пробуждении природы). - Определите главную мысль текста. (Художник ярко выразил чувство любви к своей родине, ее природе). 2. Разминка. а) фонетическая разминка - 1 вариант: в предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв (свежая, струя, моему)
- 2 вариант: в предложении 4 найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (раздаваться, бродить, порхать).
б) словообразовательная разминка - 1 вариант: найдите в предложении 9 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (навстречу);
- 2 вариант: найдите в предложении 5 слово, образованное суффиксальным способом (проворно);
в) орфографическая разминка (работа проводится с использованием интерактивной доски по цепочке) Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их графически; (учащиеся работают с раздаточным материалом и на интерактивной доске); 3. Анализ лексических особенностей текста. 1. Работа в малых группах. Сейчас нам предстоит выяснить, каковы языковые особенности стиля писателя, и провести набольшую исследовательскую работу. 1-я группа: выписывает в тетрадь имена прилагательные и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте: - свежая струя
- бледно-серое небо
- живые звуки
- золотые потоки
- молодой, горячий свет;
- жидкий, ранний ветерок
Вывод: прилагательные имеют оценочное значение в большинстве случаев, вносят оттенок экспрессивности, выразительности, придавая картинам природы осязаемость, яркость, зримость. 2-я группа: выписывает в тетрадь глаголы и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте: - утро зачиналось
- забелелось на востоке
- запотели листья
- все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило
- зарделись капли росы
Вывод: автор использует много глаголов с приставкой за-, которая имеет значение начала действия, тщательно выписывает каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от внимательного взгляда художника. 3-я группа: выписывает в тетрадь лексику со значением цвета, определяет, для чего автор использует цветопись: - румянилась заря
- забелелось на востоке
- бледно-серое небо светлело синело
- алые, красные, золотые потоки
Вывод: цветопись тургеневского пейзажа - это отражение того, что происходит в природе. Интересно наблюдать за тем, как с наступлением утра меняются краски. В описании встречается много выражений, связанных с цветами. Они легко делятся на группы: - 1 группа - это белый, бледно-серый, светлый, ясный;
- 2 группа - румяный, рдяной, алый, красный;
- 3 группа - синий, сизый.
Символика утреннего света - это начало, пробуждение, жизнь. Создается физическое впечатление естественной смены ночи и дня. Это движение можно проследить по нарастающей: от слов забелелось и бледно-серое до алого, золотого, горячего. Понятие цвета передают слова не одной части речи, а разные: бледно-серое, алые, красные, золотые (имена прилагательные), синело, забелелось, зарделись (глаголы), смутно (наречие). Использованная в тексте цветопись создает радостное, приподнятое настроение от картины утренней природы. 2. Какие еще лексические особенности данного текста вы отметили? - фразеологизм как убитые обозначает крепко спящие
- восвояси, зачиналось - просторечные слова, подчеркивающие близость писателя к народным корням.
- Что значит восвояси? - отправиться домой.
4. Анализ синтаксических особенностей текста. Учащиеся отмечают обилие рядов однородных членов, которые служат для детального описания картины раннего утра: - небо светлело, холодело, синело
- то мигали, то исчезали
- алые, потом красные, золотые потоки
- чистые и ясные
- молодого, горячего света
Отсутствие союзов в предложении 9 подчеркивает динамизм, одновременность действий, происходящих в природе: все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. III. Работа над художественно-изобразительными средствами в описании. - Что помогает И.С.Тургеневу сделать описание более ярким и выразительным? (Писатель создаёт описание с помощью красочных эпитетов, метафор, олицетворений.) а) Повторим, что такое эпитет. Эпитет - это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность (золотые потоки, живые звуки, чистые и ясные звуки, задымившаяся река). б) Дайте определение метафоры. Метафора - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве (лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света). в) Что такое олицетворение? Олицетворение - это одушевление неживой природы (струя пробежала, запотели листья, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола). Учащиеся выписывают в тетради эпитеты, метафоры, олицетворения из текста. (1 ряд - эпитеты, 2 ряд - метафоры, 3 ряд - олицетворения). г) Какие еще средства выразительности вы отметили? Инверсия - нарушение прямого порядка слов (отсырела земля, запотели листья, полились потоки, зарделись капли). Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже (косвенное): лучистыми алмазами зарделись капли росы. Градация - алые, потом красные, золотые потоки. - Какие стилистические особенности присущи анализируемому тексту? Ученики работают в группах и приходят к следующим выводам: И. С. Тургенев - признанный мастер пейзажных зарисовок. В рассказе Бежин луг их несколько. Все они, в том числе и анализируемый нами отрывок - описание наступления у...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.12.28 | Просмотров: 971
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|