Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Лингвистический анализ текста по материалу рассказа И.С. Тургенева Бежин луг (развивающий курс по русскому языку, 6-й класс) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Лингвистический анализ текста по материалу рассказа И.С. Тургенева Бежин луг (развивающий курс по русскому языку, 6-й класс)


Автор(ы): Маркова Евгения Геннадьевна, учитель русского языка и литературы; Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • формирование навыков извлечения из текста авторской мысли, развитие речи, умения анализировать художественный текст, находить в нем выразительные средства языка;
  • закрепление навыков выражения собственных мыслей;
  • воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к русскому языку, к родной природе.
Оборудование:
  • интерактивная доска,
  • слайды,
  • музыка Э. Грига,
  • раздаточный материал (текст И.С.Тургенева)
Эпиграф:
Природа - вечный образец искусства.
В.Г.Белинский
Ход урока
I. Сообщение целей и задач урока.

II. Работа с текстом.
1. Чтение текста учителем.

1.Свежая струя проб..жала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро зачиналось. 3. Еще н..где не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на в..стоке. 4. Бледно(серое) небо св..тлело, хл..дело, с..нело; звезды то м..гали слабым светом, то и..чезали; отсырела з..мля, зап..тели листья, (кое)где стали ра..д..ват..ся ж..вые звуки, г..лоса, и жи..кий, ра(н,нн)ий в..терок уже пош..л бр..дить и п..рхать над з..млею. 5. Я проворно встал и подош..л к мальчикам. 6. Они все спали как убитые в..круг тлеющего к..стра:7. Я пош..л восвояси вдоль задымившейся р..ки. 8.(Не)успел я отойти двух верст, как уже пол..лись:сперва алые, потом красные, з..лотые п..токи м..лодого, г..рячего света:9. Все заш..велилось, проснулось, запело, зашумело, заг..ворило. 10. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли р..сы; мне (на) встречу , чистые и ясные, словно тоже обмытые утре(н,нн)ей прохладой, прин..слись звуки кол..кола, и вдруг мимо меня, пог..няемый знакомыми мальчиками, промчался отд..хнувший табун:(По И.С.Тургеневу).
- Какой тип речи преобладает в тексте? (Описание).
- О чем этот текст? (О наступлении утра, пробуждении природы).
- Определите главную мысль текста. (Художник ярко выразил чувство любви к своей родине, ее природе).
2. Разминка.
а) фонетическая разминка
  • 1 вариант: в предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв (свежая, струя, моему)
  • 2 вариант: в предложении 4 найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (раздаваться, бродить, порхать).
б) словообразовательная разминка
  • 1 вариант: найдите в предложении 9 слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (навстречу);
  • 2 вариант: найдите в предложении 5 слово, образованное суффиксальным способом (проворно);
в) орфографическая разминка (работа проводится с использованием интерактивной доски по цепочке)
Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их графически;
(учащиеся работают с раздаточным материалом и на интерактивной доске);
3. Анализ лексических особенностей текста.
1. Работа в малых группах.
Сейчас нам предстоит выяснить, каковы языковые особенности стиля писателя, и провести набольшую исследовательскую работу.
1-я группа: выписывает в тетрадь имена прилагательные и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте:
  • свежая струя
  • бледно-серое небо
  • живые звуки
  • золотые потоки
  • молодой, горячий свет;
  • жидкий, ранний ветерок
Вывод: прилагательные имеют оценочное значение в большинстве случаев, вносят оттенок экспрессивности, выразительности, придавая картинам природы осязаемость, яркость, зримость.
2-я группа: выписывает в тетрадь глаголы и проводит анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте:
  • утро зачиналось
  • забелелось на востоке
  • запотели листья
  • все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило
  • зарделись капли росы
Вывод: автор использует много глаголов с приставкой за-, которая имеет значение начала действия, тщательно выписывает каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от внимательного взгляда художника.
3-я группа: выписывает в тетрадь лексику со значением цвета, определяет, для чего автор использует цветопись:
  • румянилась заря
  • забелелось на востоке
  • бледно-серое небо светлело синело
  • алые, красные, золотые потоки
Вывод: цветопись тургеневского пейзажа - это отражение того, что происходит в природе. Интересно наблюдать за тем, как с наступлением утра меняются краски. В описании встречается много выражений, связанных с цветами. Они легко делятся на группы:
  • 1 группа - это белый, бледно-серый, светлый, ясный;
  • 2 группа - румяный, рдяной, алый, красный;
  • 3 группа - синий, сизый.
Символика утреннего света - это начало, пробуждение, жизнь. Создается физическое впечатление естественной смены ночи и дня. Это движение можно проследить по нарастающей: от слов забелелось и бледно-серое до алого, золотого, горячего.
Понятие цвета передают слова не одной части речи, а разные: бледно-серое, алые, красные, золотые (имена прилагательные), синело, забелелось, зарделись (глаголы), смутно (наречие). Использованная в тексте цветопись создает радостное, приподнятое настроение от картины утренней природы.
2. Какие еще лексические особенности данного текста вы отметили?
  • фразеологизм как убитые обозначает крепко спящие
  • восвояси, зачиналось - просторечные слова, подчеркивающие близость писателя к народным корням.
  • Что значит восвояси? - отправиться домой.
4. Анализ синтаксических особенностей текста.
Учащиеся отмечают обилие рядов однородных членов, которые служат для детального описания картины раннего утра:
  • небо светлело, холодело, синело
  • то мигали, то исчезали
  • алые, потом красные, золотые потоки
  • чистые и ясные
  • молодого, горячего света
Отсутствие союзов в предложении 9 подчеркивает динамизм, одновременность действий, происходящих в природе:
все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.
III. Работа над художественно-изобразительными средствами в описании.
- Что помогает И.С.Тургеневу сделать описание более ярким и выразительным?
(Писатель создаёт описание с помощью красочных эпитетов, метафор, олицетворений.)
а) Повторим, что такое эпитет.
Эпитет - это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность (золотые потоки, живые звуки, чистые и ясные звуки, задымившаяся река).
б) Дайте определение метафоры.
Метафора - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве (лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света).
в) Что такое олицетворение?
Олицетворение - это одушевление неживой природы (струя пробежала, запотели листья, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола).
Учащиеся выписывают в тетради эпитеты, метафоры, олицетворения из текста.
(1 ряд - эпитеты, 2 ряд - метафоры, 3 ряд - олицетворения).
г) Какие еще средства выразительности вы отметили?
Инверсия - нарушение прямого порядка слов (отсырела земля, запотели листья, полились потоки, зарделись капли).
Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже (косвенное): лучистыми алмазами зарделись капли росы.
Градация - алые, потом красные, золотые потоки.
- Какие стилистические особенности присущи анализируемому тексту?
Ученики работают в группах и приходят к следующим выводам:
И. С. Тургенев - признанный мастер пейзажных зарисовок. В рассказе Бежин луг их несколько. Все они, в том числе и анализируемый нами отрывок - описание наступления у...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.12.28 | Просмотров: 971

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340