Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Тема урока: Виды информации. Использование техники объемного конструирования при работе над проектом. Проектная деятельность на уроках информатики и художественного труда в начальной школе


Автор(ы): Вагеник Ирина Юрьевна, зам. директора по информатизации

Цель урока:
  1. Применить навыки художественного труда в проектной деятельности младших школьников.
  2. Обобщить знания учащихся о различных видах информации.
  3. Воспитать интерес к коллективному творчеству.
  4. Расширять кругозора учащихся.
Задачи
Образовательные:
  1. Обобщить знания, умения и навыки, необходимые при создании объемных форм из бумаги.
  2. Закрепить приобретенные учащимися умения и навыки работы с программой «Мышка Мия. Юный дизайнер»
  3. Формировать основы учебного проектирования.
Развивающие:
  1. Развивать навыки групповой проектной деятельности.
  2. Развивать навыки объемного конструирования из бумаги.
  3. Развивать навыки и умения применения информационных технологий.
  4. Развивать речевые навыки.
Воспитательные:
  1. Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
  2. Повышать мотивацию к учебной деятельности и самостоятельности.
  3. Воспитывать основы эстетического вкуса.
Практические:
  1. Подготовить слайд презентации «Праздник» проекта «Виды информации» с помощью программы «Мышка Мия. Юный дизайнер»
  2. Создать объемный макет домика с героями.
  3. Защита проекта.
Тип урока и его структура
  1. Тип урока — интегрированный со сменой рода деятельности: в ходе реализации учебной программы по информатике и художественному труду - урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
  2. Содержание урока базируется на межпредметном материале.
Примененные методы и приемы
1. Исследовательский метод. 2. Иллюстративный метод.
3. Эвристическая беседа. 4. Самостоятельная работа.
Дидактический материал
1. Плакаты «Виды информации», созданные учащимися 4 А класса 2. Раздаточный материал «Элементы макета»
3. Памятка работы над проектом. 4. Презентация «Этапы урока».
Оборудование
  1. Компьютерный класс, оснащенный компьютерами IBM, проектором, экраном.
  2. Программное обеспечение «Мышка Мия. Юный дизайнер»
  3. Ножницы, клей, листы картона формата А4 с прорезями.
  4. Папка с раздаточным материалом.
Технологии: работа в группах, учебное проектирование, компьютерные.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке, смена деятельности:
  1. Выяснение психологического состояния детей в начале урока.
  2. Развитие слухового и зрительного анализаторов у каждого ребенка.
  3. Нормирование времени при работе с компьютерной техникой.
Подготовительный этап
  1. Пропедевтическая работа над проектом (уроки информатики, художественного труда, внеклассная работа).
  2. Создание плакатов «Виды информации».
  3. Групповая творческая работа «Сказка о видах информации».
  4. Создание слайдов презентации по созданной сказке.
Обоснование темы урока
Данный урок является завершающим занятием при изучении темы «Информация, ее виды» при изучении информатики в начальной школе на втором году обучения. Предмет «Информатика и ИКТ» введен в курс начальной школы в 4 классах за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонента учебного плана в курсе «Технология» («Художественный труд») с использованием межпредметной проектной деятельности.
Методическая основа серии уроков по данной теме представляет собой сочетание изучения основ информатики с использованием трудовых навыков учащихся, практических умений по обработке бумаги и картона.
В течение двух недель учащиеся работали над групповыми проектами. Эти проекты являются межпредметными, творческими. Интегрированный урок, построенный на базе информатики, позволяет конкретизировать общеучебные знания, умения и навыки и применить их на практике.
Интегрированный урок, который базируется на проектной деятельности, позволяет формировать широту восприятия окружающего мира и человеческих взаимоотношений, способствовать приобретению учащимися коммуникативных навыков, умения работать в группах, ознакомить учащихся с современными методами работы с информацией и средствами ее представления, т.е. с современными информационными технологиями. Проектная деятельность в начальной школе - это как раз оптимальный вариант знакомства с компьютером. При работе учащихся над проектами у учителя появилась возможность освоения активных методов организации работы с детьми, использование компьютера на различных этапах работы над проектом с применением графического редактора. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. Это способ самовыражения детей. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность.
Ниже предлагается вниманию сценарий одного из таких уроков, проведенного в четвертом классе.
Тема «Информация, ее виды» изучается на трех уроках информатики, 2 уроках художественного труда и у 2 уроках чтения. Ребята создают групповые проекты. В каждой группе по 3, 4 человека. Данный урок является завершающим. Учащиеся на первом и втором уроках информатики знакомятся с понятием «Информация», изучают ее виды, придумывают сказку с мышкой Мией, работают с графическим редактором «Мышка Мия. Юный дизайнер», каждый создает по одному слайду к своей сказке. На уроках чтения школьники записывают и оформляют свои сочинения-сказки. На уроках труда они создают коллажи на тему «Виды информации» с использованием бумаги, рисунков, подобранных дома картинок, пластилина, бисера и т.д., а также иллюстрируют сказки.
Для проведения урока необходимо подготовить презентацию, которая будет демонстрироваться на протяжении теоретической части урока, она включает в себя слайды с основными понятиями темы, правилами работы с бумагой, ножницами и клеем. Данная презентация позволяет быстро и эффективно повторить пройденный материал, как по информатике, так и по художественному труду. Для ее создания можно использовать компакт-диск «В мире информатики» 1-2, 3-4 год обучения.
Для создания макета «Домик Мии» необходимо подготовить раздаточный материал: его можно создать, используя графический редактор «Мышка Мия. Юный дизайнер». Распечатываются детали дома, лужайка, герои: мышка Мия и ее друзья (ребята выбирают героев самостоятельно).
Учащиеся должны знать:
  • правила поведения в компьютерном классе;
  • виды информации;
  • правила техники безопасности и приемы работы с ножницами и клеем;
Учащиеся должны уметь:
  • запускать программу «Мышка Мия. Юный дизайнер»;
  • работать с графическим редактором «Мышка Мия. Юный дизайнер»;
  • работать с бумагой, картоном, ножницами и клеем
Актуальность темы
Информация, как безбрежное море, окружает нас со всех сторон. Мы об этом не думаем, как не думаем о том, что у нас есть нос, и он может чихнуть. Поэтому темы «Виды информации», «Информационные процессы» - это центральные темы курса, а информация – базовое понятие информатики. Все знания об окружающем мире ребенок получает посредством информации.
План занятия
1. Начальная часть урока.
a. Оргмомент (длительность — 1 мин).
b. Объявление темы урока. Мотивационное начало урока (длительность — 1 мин).
2. Актуализация ранее полученных знаний (15 мин).
3. Физкультминутка (длительность — 1 минута).
4. Практическая часть урока. Создание межпредметного проекта (длительность — 10 мин).
5. Защита проектов (длительность — 9 мин).
6. Итог урока (длительность — 3 мин).
Ход урока
1. Начальная часть урока
1.1. Оргмомент (длительность — 1 мин) Заставка на экране – 1слайд презентации (Приложение 1).
Учитель информатики. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит
На вопросы отвечать
И проекты защищать.
Домик будем мастерить,
На компьютере творить.
В группах будем заниматься,
И, конечно, все стараться.
Приготовились?
Тогда, в добрый путь
Вам всем, друзья.
Объявление темы урока. Мотивационное начало урока (длительность — 1 мин) (Приложение 1 —2 слайд презентации).
Учитель начальных классов.
- Сегодня на уроке мы завершаем практическую работу по подготовке к защите проекта. Для этого нам нужно:
1). обобщить полученные знания по теме «Виды информации»;
2). вспомнить термины объемного конструирования из бумаги;
3). продолжить работу над проектом «Виды информации»:
а). сконструируем макет домика мышки;
б). с помощью программы «Мышка Мия. Юный дизайнер» создадим завершающий слайд проекта «Праздник»;
в). защитим проекты.

Работу продолжим в группах.
1. Актуализация ранее полученных знаний (15 мин)

Учитель информатики.
Посмотрите, пожалуйста, на экран и ответьте: «Какие виды информации получают ребята?» (Приложение 1 — 3 слайд презентации)
На стенде представлены ваши работы «Виды информации». Все ли виды информации здесь отражены? (Рисунок1)
- Молодцы, ребята. А теперь помогите мне заполнить таблицу о видах информации. (Приложение 1 — 4 слайд презентации)
- А как вы думаете, с помощью какого органа чувств человек получает больше всего информации? (глаза – зрительная).
- А животные…? (нос – обонятельная).
- Какой можно сделать вывод? Что из себя представляет информация? (информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков, звуков или сигналов; человек и животные воспринимают информацию через зрительные образы, звук, запах, вкус, прикосновения.; 90% информации человек воспринимает с помощью зрения - зрительная информация).
- Умницы.
Учитель начальных классов.
-
На уроках информатики, художественного труда и чтения мы работали над проектом по теме «Виды информации»: сделали плакаты, сочинили сказки, создали персонажей.
- А как мы это делали? (проектировали, работали с программой «Юный дизайнер», лепили, наклеивали, вырезали, соч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.03.15 | Просмотров: 37

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!