Главная / Методические материалы / Классное руководство

Классный час по теме: Диалог о человеке: жить для себя или жить для других?


Автор(ы): Левина Елена Николаевна, преподаватель общественных дисциплин

Цели:
  • способствовать формированию активной жизненной позиции студентов;
  • создать возможности для развития умение аргументированно отстаивать собственную точку зрения;
  • пробуждать интерес к проблемам самопознания и самовоспитания.
Форма проведения: “круглый стол”.
Оборудование:
  1. Высказывания мыслителей о жизни.
  2. Записи песен В. Высоцкого.
  3. Разноцветные круги по количеству участников, позволяющие обозначить свою жизненную позицию.
  4. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: АРТ ЛТД. 1997.
Место проведения: кабинет образовательного учреждения.
Участники: группа студентов (возраст 16-17 лет).
Подготовительный этап
Студенты делятся на подгруппы, каждая из которых самостоятельно определяет и выполняет задание (проанализировать мнение студентов других групп курса по вопросу выбора жизненной позиции, провести блиц-опрос горожан по интересующей проблеме).
Ход мероприятия
Ведущий: Мы встретились для того, чтобы поговорить о человеке. Человек – это огромный бесконечный мир, который вряд ли возможно постичь, но к познанию тайны которого можно постоянно приближаться. Давайте поразмышляем над двумя жизненными позициями человека: “жить для себя” и “жить для других”?
Один из участников встречи исполняет песню А. Макаревича “Костер”:
Все отболит, и мудрый говорит:
“Каждый костер когда-то догорит,
Ветер золу развеет без следа”.
Но, до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит,
Если беда и если холода.
Раз ночь длинна, все ждут едва-едва
И берегут силы и дрова,
Зря не шумят и не портят лес.
Но иногда найдется вдруг чудак
И этот чудак все сделает не так,
И его костер взовьется до небес.
Еще не все порешено,
Еще не все разрешено,
Еще не все погасли краски дня.
Еще не жаль огня, и бог хранит меня.
Тот был умней, кто свой огонь сберег.
Он обогреть других уже не мог.
Он без потерь дожил до теплых дней.
А ты был не прав – ты все спалил за час.
И через час большой огонь угас,
Но в этот час теплее стало всем!
Ведущий: Нам свойственно странное, противоречивое отношение к жизни: с одной стороны мы любим жизнь, с другой – не всегда ее ценим. Мы считаем, что человек – “это звучит гордо”, но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки. Все мы очень разные и ведем себя по-разному. Посмотрим, так ли это? Сейчас нам предстоит небольшое испытание.
Я думаю, что каждый из сидящих здесь может сказать о себе: “Я достоин носить звание человек”. (Предлагается игра “Вырвись из круга” по методике Н. Козлова).
Игра (диагностика жизненного стиля человека): участники образуют круг, в середину выходит тот, кто считает себя достойным носить почетное звание человек. (Один выходит в круг).
Инструкция для стоящего в центре круга: Ты стоишь один в центре “железного кольца”, в окружении людей, крепко держащихся за руки. Выражение их лиц тебе не ясно. За этим “железным кольцом” – жизнь. Твоя задача – выйти в жизнь, доказать нам, что ты действительно достоин жизни. Если ты не сделаешь это за одну минуту - ты погибнешь.
Инструкция для образующих круг: любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить хорошего и достойного человека, но это слишком легко. У вас нет задачи дать стоящему в центре смерть. Ваша задача – выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества. Тот, кто выпустил, ни чем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг – не железная клетка, шанс вырваться он дает каждому, но не дешево. Круг выпустит только того, кто докажет свою полезность обществу, кто будет работать на пределе своих возможностей.
Идет игра. В центре круга все желающие.
Ведущий: Видите, какие мы разные, как по-разному стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвется из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. Так, какую же дорогу выбрать: жить для себя или для других?
Сторонники позиции “жить для себя” отстаивают свою току зрения.
Ведущий:
Значит – жить для себя?
Звучит песня на слова Б. Окуджавы в исполнении одного из участников встречи:
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
Царь небесный пошлет мне прощенье за прегрешенья.
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,
В черно-белом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали...
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
И когда заклубится закат, по углам залетая.
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая...
А иначе, зачем на земле этой вечной живу?
Сторонники позиции “жить для других” отстаивают свою току зрения.
Участники встречи знакомятся с результатами исследования проблемы: сочинениями-рассуждениями студентов других групп курса, блиц-опросом жителей города. (Как правило, большинство разделяют точку зрения, согласно которой, жить надо и для себя и для других одновременно).
Ведущий: Итак, какова Ваша точка зрения здесь и сейчас: человек должен жить для себя или для других? Пришлите, пожалуйста, свой ответ, использу...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.03.17 | Просмотров: 45

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!