Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщая знания, полученные на уроках , закрепляем орфограммы


Автор(ы): Хорошева Ирина Анатольевна, учитель русского языка

ТИП УРОКА: закрепление знаний, умений и навыков.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и систематизировать теоретические знания по изученной теме; вырабатывать умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; способствовать развитию речи уч-ся.
(Тема и цели урока записаны на доске)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

– Ребята, обратите внимание на цель и тему урока. На что они указывают?
– Как вы думаете, из каких частей речи состоит предложение, называющее тему урока?
– Что мы изучали на последних уроках? (деепричастие)
– Назовите деепричастие в этом предложении. Какие морфологические признаки деепричастий вам известны?

3. Итак, сделаем морфологический разбор деепричастия ОБОБЩАЯ.

(работа у доски)
ОБОБЩАЯ – особая форма глагола – деепричастие.
  1. Н. Ф. – обобщать
  2. МОРФ. ПРИЗНАКИ: несов . вид, неизмен. форма.
  3. Закрепляем (как?) обобщая.

4. Объясните знаки препинания.

– Что такое деепричастный оборот?
– Что вы знаете о знаках препинания при деепричастном обороте и деепричастиях?
– Всегда ли выделяются деепричастные обороты?
– Что является исключением?
– Фразеологические обороты.
– А что такое фразеологический оборот?
ФРАЗЕОЛОГИЗМ (от греч. фразис –выражение, оборот речи + логос – слово) – устойчивое словосочетание, равное по значению одному слову.

5. Приведите примеры фразеологических оборотов.

говорить положа руку на сердце;
слушать затаив дыхание
согласиться скрепя сердце;
работать не переводя дух;
На доске записаны предложения. Укажите, где запятые необходимы?
В каких предложениях деепричастия можно заменить глаголом, а в каких – наречием?
Хозяйка ловко месила тесто засучив рукава. Строители работали засучив рукава.
Девочка сидела на скамейке сложив на коленях руки. Бабушка не любила и не умела сидеть сложа руки.
Запятыми не выделяются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (нехотя, молча, стоя, сидя, шутя и т. д.)

6. Редактирование текста

На плакатах записаны четверостишия с пропущенными знаками препинания. Перепишите, расставьте недостающие запятые.
Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка снег почуя
Плетется рысью как-нибудь. (А. Пушкин)

Холмы вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая
О том и молчат что совсем непростая
Совсем непростая планета моя. (Л. Козырь)

7. Образование деепричастий.

Игра «Кто быстрее?»
Делая морфологический разбор деепричастия, вы указывали вид.
Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант – деепричастия совершенного вида; 2 вариант – деепричастия несовершенного вида.
  • читать
  • рисовать
  • загореть
  • расстилать
  • открывать
  • распахнуть
  • прекратить
  • разговаривать
  • увидеть
  • накрыть
Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его.
Объясните, каким правилом вы руководствовались при выполнении этого упражнения?
При помощи чего можно образовать деепричас...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.04.19 | Просмотров: 17

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!