Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Программа элективного курса Человек и книга


Автор(ы): Галеева Расима Мавлютовна, учитель информатики

I. Пояснительная записка.

В свете задач перехода к профильному обучению проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и решений, которые позволят решать не только образовательные задачи, но и носят творческий характер и способствуют приобретению, углублению и активному использованию приобретенных знаний, расширению кругозора.
Программа курса “Человек и книга” предназначена для выявления направленности личности, ее читательской культуры и профессиональных интересов, а также для углубления знаний по информатике и ознакомления учащихся девятых классов с основами издательской деятельности, технологией редактирования и форматирования текстов, рисунков и иллюстраций, оформления заголовков и подзаголовков, выполнением многоколонной верстки.
На занятиях ученик усваивает основные понятия, необходимые для практической работы, постигает суть технологического процесса, приходит к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы. Курс имеет профориентационную и практическую направленность. В него включены практические работы, встречи с библиотекарем, экскурсии, диспуты и защита творческих проектов.
Цели:

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
  • интеллектуальных и практических умений в создании различных документов;
  • интереса к изучению возможностей текстового процессора и графического редактора;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания в издательской деятельности;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков.
Задачи курса:
  • развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;
  • воспитание уважения к труду книгоиздателей;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности;
  • формирование технологической и художественной культуры учащихся;
  • освоение теории и практики создания печатного издания;
  • создание условий для осознанного профессионального самоопределения.
Знания:
  1. Знать три уровня поддержки издательской деятельности; основные объекты работы при подготовке издания; параметры основных объектов.
  2. Знать, как подготовить страницу для размещения в ней текстового документа; технологию редактирования текста; возможности текстового процессора по форматированию текста.
  3. Знать основные правила оформления заголовков и подзаголовков; что такое колонтитул и где он применяется; графические возможности и технологию работы с иллюстрациями; понятие верстки и технологию выполнения многоколонной верстки.
  4. Знать, как просматривать документ перед выводом на печать; как подготовить издание к распечатке.
Умения:
  1. Научить набирать и редактировать текст; изменять начертание шрифта; форматировать абзац; применять стили форматирования текста, наблюдать за работой своих товарищей и оценить работу.
  2. Научить выдвигать гипотезы при оформлении заголовков и подзаголовков в соответствии с правилами, делать выводы.
  3. Научить оформлять титульный лист, используя разнообразные средства Word; участвовать в дискуссии.
  4. Научить обсуждать, вставлять в текст объекты WordArt и иллюстрации; редактировать иллюстрации.
  5. Научить выполнять многоколонную верстку; вставлять в верстку буквицу.
  6. Научить выводить готовый документ на печать с помощью принтера.
Формы контроля:
  • Тесты.
  • Самостоятельные работы.
  • Практические работы.
  • Лабораторные работы.
  • Устный опрос (домашние задания).
  • Фронтальные работы.
  • Диспут.
  • Выступления.
  • Конференции.
  • Рефераты.
Результативность содержания курса:
  • Выставки творческих работ.
  • Участие в конкурсах.
  • Творческие проекты.
  • Выполнение общественно-полезных работ и заказов по изготовлению документов.
Учебная программа элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

II. Содержание курса.

  1. Информационное общество – 6 часов.
  2. Человек читающий – 6 часов.
  3. Рождение книги – 8 часов.
  4. Полиграфические технологии – 6 часов.
  5. Технологические машины – 8 часов.

III. Учебно-тематический план

Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
Всего Лекции Практика
I. Информационное общество
6 2 4
1 Виды информации. Текст и графический знак как основные виды информации в деятельности людей. Визуальная коммуникация и безопасность. Реклама. 1 Лекция Конспект
2 Создатели, пользователи и потребители текстовой информации. Книгопечатание как информационная революция. 1 Семинар Текст
3 Информация на бумажных носителях: преимущества и недостатки по сравнению с электронными. Информационное пространство личности. Компьютерные сети. 1 2 Лабораторная работа. Практикум Запись и вывод.
Выступления
4 Электронная версия печатной книги. Книги для слабовидящих и слепых. Книга в современном мире. Феномен книжной культуры. Книжные раритеты. Книги как национальное достояние. 1 Практикум Электронный учебник.
Конспект и выступления
II. Человек читающий.
6 1 5
1 Соавторство Читателя и Автора. Восприятие человеком печатного текста: размещение, шрифт, иллюстрации. Восприятие книги: справочный аппарат книги, дизайн книги. Библиографические описания и классификаторы, каталоги: тематические и авторские. Языковые и стилевые особенности печатных текстов. 1
Лекция Конспект.
Запись и вывод
2 Учебная книга: учебник, учебное пособие, книга для чтения. Личные библиотеки. Домашние каталоги. Книжный маркетинг. Библиотеки: читальные залы и абонементы. Библиотечные сети. Фундаментальные библиотеки. Формирование библиотечных фондов. Списание и утилизация печатной продукции. 2 Экскурсия.
Семинар
Выступления.
Запись и вывод
3 Межбиблиотечные абонементы (МБА). Поиск книги. Составление библиотечного запроса. Работа с печатным текстом: быстрочтение, ключевые слова (дескрипторы), тезаурусы, конспекты, рефераты. Чтение и понимание текстов. Справочники, банки данных. Личная библиотека. Журналы. 3 Практикум Конспект.
Выступления
III. Рождение книги 8 1 7
1 Новая книга как удовлетворение потребности людей. Авторский замысел и предложение издательству, план-проспект будущей книги, пробные главы. Создание рукописи (текста и иллюстраций): требования к оформлению, рецензирование, редактирование рукописи титульным и издательским редактором, техническое редактирование(макетирование, шрифты, формат и др.) 1
1 Лекция.
Семинар
Конспект
2 Ручное и машинное создание текстов. Печатающая и множительная техника. Пишущая машина и компьютер. Текстовые и графические компьютерные редакторы. 2 Практикум.
Семинар
Тексты.
Работы
3 Сканеры. Принтеры: матричные, струйные, лазерные. Основные и вспомогательные технологические операции. Оргтехника как объект маркетинга. 1 Практикум Работы.
Выступления
4 Инструменты для создания текста документа: пишущие, копирующие, тиснящие, стирающие (удаляющие). Ручные и измерительные инструменты. Набор, корректура и печать книги. Сигнальные экземпляры. 1 Практикум Выводы.
Эпизоды
5 Реклама новой книги. Книжное пиратство как нарушение авторских прав. 2 Семинар Реклама
IV. Полиграфические технологии 6 1 5
1 Единичное, серийное, массовое производство печатной продукции. Малая полиграфия: принтеры, множительные факсимильные аппараты, ризографы. Компьютерные рукописи. Полиграфические материалы: бумага, картон, пленки, краски, клеи. Технологические свойс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.09.10 | Просмотров: 23

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!