Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Информационные технологии на уроках литературы по теме На пути к истине. «Троица» Андрея Рублева


Автор(ы): Никитина Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, обществознания

Тема урока: На пути к истине. «Троица» Андрея Рублева.
Цели урока:
  • Познакомить учащихся с особенностями католических и православных храмов.
  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Андрея Рублева.
  • Работа по восстановлению отношения к иконе как к духовному явлению, развитию духовно-эстетического восприятия иконописи.
  • Изучение особенностей изобразительного языка древнерусской живописи.
  • Побудить учеников к творчеству (сочинение-описание иконы).
Эпиграф: «Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте…»
Д.С.Лихачев.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
  • 2006 год – Год духовного просвещения.
  • Духовность – основа счастья и гармонии.
  • О лучших традициях и устоях народа, о его внутренней нравственной и духовной силе.
  • Общечеловеческие ценности (гуманизм, культура чувств, сопричастность к судьбе России).
Презентация «Храм – дом Божий» (Приложение 1)
Средневековье и начало возрождения (конец V века – начало XVII века)
  • В истории закладывается идея прогресса, ведущего к большей степени свободы человека.
  • Человек – не «вещь», а существо, имеющее право на самостоятельность.
  • Христианство позволило человеку выбирать меж добром и злом, меж Раем и Адом.
  • Христианская религия объявило душу любого человека бессмертной.
Германская готика
  • Гордые, величественные, изощренно сложные и царственно богатые.
  • Стройное великолепие.
  • Возносятся вверх, легчая в каждом ярусе.
Собор в Реймсе. 1211-XV в.
Франция. Западный фасад.
Русское зодчество
  • Светлая печаль, задумчивость, лиризм.
  • Утверждает идею единства народа.
  • Нет агрессии, напротив – сдержанность и достоинство.
  • Благословение жизни и суровая ясность.
Дмитриевский собор
во Владимире, XII в.
Сходство:
  • Вытянутые вверх пропорции, эффект устремленности к небу, преодоления земной юдоли.
  • Призыв к пробуждению духа, к вознесению его над «дрязгом жизни».
  • Трехчастное деление – идущее от членения мира в религиозном сознании на Ад, Чистилище и Рай.
Собор в Кельне. Успенский собор в Московском
1248-XIX в. Германия Кремле. 1475-1479
Различия.
  • Одно и то явление переживается по-разному народами, несхожими по своему культурно-историческому, природному опыту.
  • Русский храм скромнее, сдержаннее и яснее.
  • Готический храм гордится изяществом изобретения, разнообразием фантазии.
Собор Парижской Богоматери. Храм Христа Спасителя.
Западный фасад. 1163-XIV в. Москва.
Тройственное деление в Реймском соборе идет по вертикали и по горизонтали. Три яруса – как три ступени к небу, и при всей трудности
восхождения этот путь можно одолеть. От возможности одоления рождаются праздник, уверенность в себе, громкое торжество.
Собор в Реймсе.
1211-XV в. Франция.
Западный фасад.
Тройственное деление в русском храме идет только по вертикали.
В этом надежда на чудо, на мгновенность вознесения к небу.
Надежда простодушная, трогательная и, может быть, обреченная.
Оттого и тайная печаль.
Церковь Покрова
Богородицы на Нерли XII в.
Вывод. Такое сравнение разных миров средневекового искусства поможет нам воспринимать национальное своеобразие произведений мировой культуры.
Архангельский собор.
1505-1508 г.г.
Москва, Кремль.
Презентация «Жизнь Андрея Рублева» (Приложение 2)
Преподобный Андрей Рублев, иконописец, родился около 1360-1370 гг. Иноком он стал между 1380-1405 гг. в Троицкой обители в Спас-Андронниковом монастыре в Москве.
В 1405 году преподобный Андрей с иконописцем Феофаном Греком участвует в создании иконостаса и росписей Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.
В 1408 году вместе с Даниилом Черным он работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.
1408-1422. Создание Звенигородского чина для собора Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре под Москвой.
В 20-е годы 15 века Андрей с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.
1427-1430. Создание росписи Спасского собора Спас-Андронникова монастыря в Москве.
29 января 1430 г.– скончался и погребен в Спас-Андронниковом монастыре.
«ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА
Из истории создания шедевра
1422-1427г.г.– время создания «Троицы» для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 142-114 см.
1904 – начало реставрации иконы.
1919 год – завершение реставрации.
1927 год – икона поступила в Третьяковскую галерею из Загорского историко-художественного музея Московской области.
Техника работы
Иконы писались на деревянных досках, чаще липовых. Сучки заклеивали, то есть ПОВОЛАКИВАЛИ, холстом – паволокой.
Затем доску грунтовали под живопись ЛЕВКАСОМ – смесью мела и животного клея. Чтобы красочный слой был прочный, левкасили в несколько слоев.
КРАСКИ – готовились самим мастером, растирались в специальных плошках, разводились на яичном желтке (ТЕМПЕРА).
После нанесения контуров рисунка, а затем – красок, живопись покрывали олифой, которая со временем темнела и скрывала великолепие цвета. Вот почему древнерусская живопись была скрыта от глаз рационального мира.
Ознакомительный этап беседы
За кажущейся простотой техники иконописания скрывается вдохновенная работа творца по созданию произведения, который выражает через ДОСКИ, КРАСКИ и ХОЛСТЫ КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА, СВОЕ ДУХОВНОЕ НАЧАЛО.
В искусстве почти все символично. Иконопись – это не индивидуальный произвол и даже не чутье отдельного художника, а РАЗУМ ИСТОРИИ, РАЗУМ НАРОДОВ И ВРЕМЕН, который и определяет и весь стиль произведений эпохи.
Прежде чем начать работу над иконой, произносится молитва перед учением. А после окончания работы – молитва после учения.
Икону называют светом иного мира, тайна ее считается не раскрытой до конца.
Вопрос: Какая же Истина откроется тебе при созерцании «Троицы» Андрея Рублева?
Ответы:
– Икона, как я ее понимаю, служит своеобразным мостиком между верующим и Богом.
– Это произведение вызывает чувство умиротворения, покоя, гармонии и чистоты.
Давайте поговорим, какая роль отводится религиозной живописи:
  • в зримых образах иллюстрировать библейский сюжет;
  • воссоздавать лики святых;
  • объяснять смысл христианского вероучения.
Истинно верующему икона являет чудотворные свойства: дарует ДОБРО, СВЕТ, КРАСОТУ открывает великие тайны на пути к ИСТИНЕ.
Вопрос: Почему в отличие от произведений искусства иконописные творения не подписываются автором?
Ответ: Икона создается во славу Божию. Благодаря своему трудолюбию, дарованному свыше, иконописец выражает не столько личный опыт, сколько миропонимание всего православного народа.
Человек всегда стремится хотя бы мыслью уйти от земного быта к запредельному пространству ИСТИНЫ и КРАСОТЫ.
Христианин поклоняется не иконе, не изображенному на ней, а тому запредельному Божественному Свету, который ниспослан в нашу жизнь из ИНОГО МИРА и обозначен на иконе принятыми в православной церкви изобразительно-выразительными средствами.
Дунаев М.М.: «Можно уничтожить окно, но не свет, через то окно льющийся. Верующие поклоняются не окну, но свету, молятся не иконе, но перед иконою».
Духовно-эстетическая проблематика «Троицы» Андрея Рублева
О своеобразии библейского и иконописного сюжетов: В первой книге Ветхого Завета рассказывается об Аврааме, которому было дано обетование, что произойдет от него великий народ. Прошли многие годы, а детей все не было. Однажды явились к нему в дом три путника. Лучшего теленка велел заколоть Авраам для трапезы, лучшую муку замесить для хлебов. Не знал Авраам, что принимает он в тени Мамврийской дубравы самого Господа и что предсказание вскоре сбудется.
Вопрос: В чем вы видите несоответствие библейского сюжета и изображения на иконе?
Ответ: Преподобный Андрей Рублев не изобразил бытовые детали: нет яств на столе, отсутствуют фигуры Авраама и его жены Сарры.
Мастер хотел большего, чем просто иллюстрировать страницы священной книги. Мы поймем, когда нам объяснят. Каждый должен открыть духовную истину и идет к ней своим путем, через собственные переживания.
Этический и конкретно-социальный смысл «Троицы»
Время создания иконы подсказывает нам этический смысл – призыв к ЕДИНЕНИЮ, СОГЛАСИЮ, ДРУЖБЕ.
Свою икону Рублев посвятил Сергию Радонежскому, благословившему Дмитрия Донского на подвиг во имя Отчизны, на самопожертвование. То было время, отмеченное идеей объединения русских княжеств перед лицом векового врага.
Идеал своего времени для Андрея Рублева – умиротворенный человек эпохи становления русского национального государства, единения русского народа.
Презентация «Что говорит нам символический язык иконописи» (Приложение 3)
Символична и сама Троица – воплощение триединого Божества, символ веры, надежды, любви.
Три ангела сидят за столом на фоне Мамврийского дуба.
Левый ангел – образ Бога-Отца, устроителя Вселенной; его жезл указывает на Дом- символ мироздания.
За средним ангелом, образом Бога-Сына – Древо жизни. Ему, Богу–Сыну, предначертано искупить жертвенной смертью на кресте человеческие грехи.
Третий ангел – символизирует Святой Дух, за ним – Гора, знак духовного возвышения.
Вопрос: Почему иконописец делает ангелов похожими друг на друга?
Ответ: Преподобный Андрей изображает Троицу – Бога, по библейскому представлению, единого в трех лицах: Бога-Отца, бога-Сына, Бога-Святого Духа. Три лица – одна душа. Ангелы похожи, но похожесть эта внешняя, не внутренняя.
В своем образном мышлении Рублев пользовался общепринятыми символами, идущими из глубокой древности.
НИМБ – символ святости, божественности. У Бога-Отца нимб звездчатый; у Бога-Сына, Иисуса Христа – крестчатый; у Богоматери, святых и ангелов – круглые.
ЧАША – жертвенная любовь;
ДОМ – символ мироздания;
ПОСОХ – знак силы, примета странников;
ДЕРЕВО – соотносится с Древом жизни;
ГОРА – возвышение духа;
КРУГ – символ вечности, не имеющий начала и конца; символ гармонической завершенности;
СВЕТ – прообраз Божественной благодати, ясности и чистоты;
ЦВЕТ – каждый цвет и оттенок имеют символическое значение.
Флоренский П.: «Свет в иконной традиции ЗОЛОТИТСЯ, т.е. является светом, чистым светом, а не цветом».
Вопрос: О чем думают ангелы, в глубоком молчании склонившиеся над жертвенной ЧАШЕЙ?
Ответ: Средний из ангелов – Христос. В задумчивой сосредоточенности, склонив голову, он благословляет ЧАШУ, изъявляя этим готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих.
На этот подвиг его вдохновляет Бог-Отец (левый ангел), лицо его выражает глубокую печаль.
Правый ангел – Дух Святой – присутствует как вечно юное и вдохновенное начало, как утешитель.
Таким образом,
А) здесь представлен, по учению христианской церкви, акт величайшей ЖЕРТВЫ ЛЮБВИ. Отец обрекает сына на искупительную жертвуза мир.
Б) запечатлевается акт величайшего послушания – изъявления сыном готовности на страдания и принесения себя в жертву миру.
ЕРЕМИНА Т.С.: «Икона, в которой нет ни ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.09.11 | Просмотров: 62

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!