Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Курс по выбору Лингвистический анализ текста для обучающихся в 9-м классе


Автор(ы): Повар Алла Дмитриевна, учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что традиционная непрофильная подготовка старшеклассников общеобразовательных учреждений привела к нарушению преемственности между школой и вузом. В структуру тестов единого государственного экзамена введены вопросы по культуре речи и стилистике, которые вызывают затруднения обучающихся. Опорной, ключевой единицей курса является текст. Использование текста позволяет:
  • по-новому решить вопросы о соотношении теории и практики в курсе русского языка;
  • обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
  • ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи.
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
  • методы и приемы стилистического анализа;
  • связь языка художественной литературы с функциональными стилями речи;
  • стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
понимать:
  • назначение стилистики как учебной дисциплины;
  • природу стилистических ошибок и их отличие от других типов речевых ошибок;
уметь:
  • определять стили речи и анализировать устные и письменные тексты разных стилей;
  • находить и исправлять стилистические ошибки;
владеть:
  • разными приемами стилистического анализа, стилистическими нормами;
  • навыками стилистической правки текста.
В соответствии с этим цель курса заключается в расширении лингвистического кругозора обучающихся за счет усвоения обучающимися новых стилистических знаний, в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков и умений.
Курс предусматривает проведение занятий в форме урока – диалога, урока-практикума, конференции. Курс завершается зачетом, который проводится в форме конференции. При этом к зачету обучающиеся должны представить на выбор: лингвостилистический анализ текста, защиту реферата на выбранную тему, работу по тексту и заданиям, проект. Возможно использование следующих форм контроля:
  • анализ предложений, текста;
  • лексический разбор слова;
  • грамматико-стилистические задания.
Материалы для контрольных и проверочных работ, уроков-практикумов представлены в приложении. Курс рассчитан на 12 часов лекционно-практических занятий в 9-м классе.

Содержание курса по выбору

Тема 1. Тема, идея, форма текста. (2 часа)
Цели и задачи занятий:
  • познакомить с изучаемым курсом, вызвать интерес к знаниям;
  • познакомить с элементами лингвостилистического анализа текста;
  • научить определять тему, идею текста.
Тема 2. Функционально-стилевой разбор (2 часа)
Цели и задачи занятий:
  • познакомить с типологическими особенностями текста, с функциональными стилями русского языка;
  • провести наблюдения над текстовыми особенностями стиля;
  • уметь определять стиль и тип речи.
Тема 3. Слово в тексте. Лексический разбор слова. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова (2 часа)
Цели и задачи занятий:
  • уметь выполнять лексический разбор слова, составить план лексического разбора слова;
  • научить рассматривать слово в общем контексте, определять стилистическую окраску,
  • выработать умение находить и исправлять лексико-стилистические ошибки.
Тема 4. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистическая оценка фразеологических средств (2 часа)
Цели и задачи занятий:
  • показать, что приемы и средства выразительности в разных функциональных стилях неодинаковы;
  • научить выявлять средства выразительности и давать обобщенную характеристику текста;
  • провести наблюдения над использованием фразеологизмов в разных текстах;
  • выявить особенности использования фразеологизмов и появления крылатых слов.
Тема 5. Способы связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте (2 часа)
Цели и задачи занятий:
  • познакомить со способами соединения самостоятельных предложений в тексте;
  • научить определять способ связи в предложениях;
  • отработать типичные ошибки, встречающиеся в письменных работах обучающихся.
Тема 6. Конференция “Лингвостилистический анализ текста”
Цели и задачи занятий:
  • учащиеся должны владеть приемами лингвостилистического анализа текста;
  • уметь определять стили и типы речи, анализировать письменные и устные тексты разных стилей, находить и исправлять стилистические ошибки.

Тематическое планирование


п/п
Тема Количество часов Формы контроля
Лекция Практика
1 Тема, идея, форма текста 1 1 Анализ текста
2 Функционально-стилевой разбор 1 1 Грамматико-стилистические задания
3 Слово в тексте. Лексический разбор слова. Выбор слов в тексте в зависимости от его стиля, от характера лексического значения слова

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.11.12 | Просмотров: 4

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!