Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок (история+литература) по теме Иван IV. Грозный или Великий?


Автор(ы): Павлова Елена Юрьевна; Дроздова Алла Алексеевна, учитель истории и обществознания

Тема: Иван IV. Грозный или Великий?
Цель: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Россия в эпоху Ивана IV», формировать умения и навыки по составлению политического портрета исторического деятеля, учить анализировать исторические документы и литературные произведения, воспитывать нравственные качества учащихся на примере оценки деятельности Ивана IV.
Оборудование: литературные произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный», «Василий Шибанов», иллюстрации с изображением собора Василия Блаженного, Московского Кремля, иконописи А. Рублева, картины В. Васнецова «Иван Васильевич Грозный», видеофильм «Иван Грозный».
Ход урока
Вступление
Слово учителя истории: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок литературы и истории. Наша задача – объединить знания, которые вы получили на данных уроках о XVI веке в истории нашей страны, о его людях, нравах, событиях.
Учитель литературы: Предлагаю прослушать отрывки из романа Толстого «Князь Серебряный» и исторические песни.
А)
Середи было Казанского царства –
Что стояли белокаменные палаты,
А в спальне, в белокаменных палатах,
Ото сна тут царица пробуждалася,
Симеону – царю она сон рассказывала:
«А и ты встань, Симеон – царь, пробудися!
Что ночесь мне, царице, мало спалося,
В сновиденнице много виделось:
Как от сильного Московского царства
Словно сизый орлище встрепенулся,
Что грозная туча поднималась,
Что на наше ведь царство наплывала!»
Б) Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод.
- Спасите! Спрячьте! – кричал он, хватаясь за полы мужиков.
- Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль?
В один миг оба хоровода собрались в кучку; все окружили мальчика; но он от страху едва мог говорить.
- Там, там, - произнес он дрожащим голосом, - за огородами, я пас телят… они наехали, стали колоть телят, рубить саблями, пришла Дунька, стала просить их, они Дуньку взяли, потащили, потащили с собой, а меня…
Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни.
- Беда, беда! – кричали они, - опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а Сергеевну убили насмерть!
В то же время показались всадники, человек пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова.
- Гойда! Гойда! – кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть!
Комментарий учителя литературы:
В романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» вы увидите ту же эпоху, что и в «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, и в балладе А.К. Толстого «Василий Шибанов». В романе две сюжетные линии:
1) Личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Алене Дмитриевне.
2) Трагическая судьба России, ее народа, находящегося под властью тирана.
Учитель истории: вопросы к классу.
- О какой эпохе идет речь в отрывках?
- Как вы определили, что речь идет об эпохе Ивана IV?
- Какие территории были присоединены к России?
- Кто такие опричники?
- Почему они прикрепляли к седлу метлу и собачью голову?
- Исходя из данных отрывков, как мы можем охарактеризовать Ивана IV?
Задача урока.
Постановка проблемы: определить, каков он, Иван IV? Грозный или Великий?
Основная часть урока
Учитель литературы: Для того, чтобы решить проблему, нам понадобятся знания по истории и литературные произведения. Начнем работать.
Чтение стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
- Смерды!
Можете ль церкву сложить,
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей говорю? –
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи государь! –
И ударились в ноги царю.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди, -
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
- Лепота! – Молвил царь.
И ответили все: - Лепота!
И спросил благодетель:
- А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю? –
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи государь! –
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских,
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Беседа учителя истории с ребятами о соборе Василия Блаженного:
а) О каком сооружении идет речь в стихотворении?
б) Когда был построен памятник?
в) В честь какого события сооружен?
г) Назовите мастеров
(Вывод: этот памятник входит в сокровищницу мировой культуры, и это заслуга Ивана IV)
Сообщение подготовленного ученика о культуре России XVI века
Учитель истории: Здесь Иван IV предстает перед нами как человек несомненно великий, способствующий развитию российской культуры.
Учитель литературы: ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.11.13 | Просмотров: 3

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!