Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Сравнительный анализ развития выносливости различными методами у девочек в зависимости от степени их полового созревания


Автор(ы): Сыпко Алексей Геннадьевич, учитель физической культуры

Актуальность.
Выносливость рассматривается как одно из проявлений двигательной функции и является неотъемлемой частью понятия гармонически развитого человека. Не случайно по этому разработка проблемы выносливости привлекает внимание широкого круга ученых.
Эффект тренировки выносливости во многом зависит от улучшенного подбора средств и методов, способствующих эффективному развитию этого качества у детей и подростков. При этом дифференцированный подход, осуществляемый с учетом различий пола, возраста, степени физического развития и полового созревания, является наиболее правильным на пути достижения наивысшей эффективности физического воспитания в целом у детей школьного возраста. К решению такой актуальной проблемы, как развитие выносливости девочек, находящихся в предпубертатном и пубертатном периодах развития, это имеет прямое отношение.
В связи с тем, что условия быта и трудовой деятельности предъявляют к женскому организму зачастую значительные требования, оптимальное развитие выносливости у девочек и девушек биологически и социально целесообразно.
Рабочая гипотеза.
Предполагается, что применение различных методов при воспитании выносливости у девочек и девушек различного периода полового созревания приносят различный тренировочный эффект.
Научная новизна работы.
Заключается в выборе наиболее эффективных методов развития выносливости у девочек и девушек различной степени их полового созревания применяемых на уроках физической культуры.
Задачи исследования.
1. Провести анализ научно-методической литературы по интересующей нас проблеме.
2. Установить степень эффективности общепринятых для уроков физической культуры методов тренировки выносливости (повторное, и одновременное выполнение упражнений) для девочек подростков разной степени полового созревания.
Цель исследования.
Апробировать методику развития выносливости у девочек 12-16 лет различными методами применительно к уроку физической культуры.
Глава 2. Методы и организация исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
-анализ литературных источников;
-педагогическое контрольное испытание;
-математико-статический анализ.
2.1. Методы исследования.
2.1.1. Анализ литературных источников.
Изучение литературных источников позволило составить представление о состоянии изучаемого вопроса, сформулировать рабочую гипотезу исследования. Всего изучено свыше 60 работ, из них 35 представлены в списке литературы.
2.1.2. Педагогические контрольные испытания.
Для оценки уровня развития выносливости использовался бег на 1000 метров. Измерение времени бега проводилось с помощью электронного секундомера с точностью до 0,01 секунды.
2.1.3. Математико-статический анализ.
Обработка экспериментального материала производилась при помощи программируемого микрокалькулятора “EL” – 512. При анализе экспериментальных данных применялись общепринятые методы математической статистики, описанные в специальной литературе [16].
2.2. Организация исследования.
Для решения задач, стоящих перед исследованием, были сформированы 8 групп по 10 человек в каждой. Девочки 12 – 16 лет были классифицированы как по паспортному возрасту, так и по выраженности вторичных половых признаков и распределены по степени полового созревания; нулевая – отсутствие вторичных половых признаков, первая – начальные стадии развития вторичных половых признаков; вторая – хорошо выражены вторичные половые признаки; третья – наличие менархе.
В педагогическом эксперименте были заняты девочки 5 – 8 классов 26 школы г. Сургута, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Девочки с одинаковой степенью полового созревания не отличались между собой по уровню физического развития и физической подготовленности, все группы были однородны.
В группах, в конце основной части урока проводились специальные упражнения для развития выносливости.
Из числа наиболее приемлемых средств (для девочек) развития выносливости были избраны прыжки со скакалкой. Прыжки со скакалкой занимают значительное место в игровой двигательной деятельности девочек школьного возраста; прыжки со скакалкой легко дозировать с учетом индивидуальных особенностей организма занимающихся. Этот вид упражнений широко применяется в прыжковой подготовке во многих видах спорта.
Из числа общепринятых для уроков физической культуры методов тренировки выносливости экспериментальной проверке было подвергнуто повторное (прерывное) и одномоментное (непрерывное) выполнение упражнений.
В группе А нагрузка выполнялась в одном подходе непрерывно в соответствии с исходно – тренировочной программой.
В группе Б та же нагрузка распределялась на две равные части: отдых между ними составлял одну минуту.
Содержание тренировочной нагрузки. На первом уроке физической культуры – девочки учились выполнять прыжки со скакалкой в темпе 130 – 140 раз в минуту. В дальнейшем девочки группы А выполняли прыжки в течении трех минут в темпе 130 – 140 раз в минуту непрерывно, а девочки групп Б – прерывно по 1 минуте в каждом подходе с минутой отдыха между попытками.
На протяжении всего эксперимента – 3 месяца, объем, и интенсивность изменялись незначительно, исходя из индивидуальных особенностей каждой девочки.
В начале и в конце эксперимента было проведено контрольное испытание в беге на 1000 метров, результаты бега были внесены в протоколы.
Глава 3. Обсуждение полученных результатов.
Многочисленная литература, имеющаяся по вопросу об изменениях различных функций организма в процессе повышения состояния тренированности, показывает, что для оценки развития выносливости можно использовать большое число различных методов, связанных с показателями деятельности центральной нервной системы, желез внутренней секреции, мышц, органов кровообращения, дыхания и выделения, функций газообмена и терморегуляции. Некоторые из них прямым путем определяют состояние ряда функций, имеющих существенное значение для проявления выносливости в тех или иных видах спорта (анаэробные возможности при циклических упражнениях субмаксимальной интенсивности, аэробные возможности при упражнениях большой и умеренной интенсивности и т.д.). Другие методы могут лишь косвенно сигнализировать о состоянии функций нервной системы, обеспечивающих степень выносливости при мышечной работе (скрытый период реакции, сила мышц кисти и др.). Выбор метода исследования обладающий высокой информативностью при определении выносливости в конкретных видах спорта, сломан.
Многие методы исследования функции организма, даже в том случае, если они дают информативные показатели, далеко не всегда возможно использовать в практике.
Таблица 1. Показатели девочек 0 группы в беге на 1000м.
группы До эксперимента После эксперимента Прирост (в сек.)
экспериментальная (группа А) x 374,40 328,80 45,6
(непрерывный, одномоментный) 9,28 8,52
m 3,09 2,84
t 2,69 3,17
p <0,05 <0,05
экспериментальная (группа Б) x 361,80 357,20 4,6
(прерывный, повторный) 10,58 22,72
m 3,53 7,57
t 2,69 3,17
p <0,05 <0,05
x – среднее арифметическое.
- среднее квадратическое отклонение.
m - ошибка среднего арифметического.
t - средняя ошибка разности.
p – достоверность различий.

У девочек нулевой группы (таблица 1), выполняющих прыжки через скакалку непрерывным методом и у девочек – прерывным методом до эксперимента и после него имелись достоверные различия (p < 0,05). Сравнивая полученные результаты в обеих группах до эксперимента, отмечаем что, лучший показатель имеют девочки группы Б (повторный метод), разница на 12,6 сек. После эксперимента большие сдвиги произошли уже у девочек группы А (одномоментный метод), разница на 28,4 сек. Сравнивая показанные результаты до и после эксперимента в группе А отмечаем улучшение результатов на 45,6 сек.; в группе Б – на 4,6 сек.
Таблица 2. Показатели девочек 1 группы в беге на 1000м.
группы До эксперимента После эксперимента Прирост
(в сек.)
экспериментальная (группа А) x 348,20 325,60 22,6
(непрерывный, одномоментный) 12,89 19,92
m 4,30 6,64
t 2,86 2,56
p <0,05 <0,05
экспериментальная (группа Б) x 333,5 317,5 16
(прерывный, повторный) 13,39 13,15
m 4,46 4,38
t 2,86 2,56
p <0,05 <0,05
x – среднее арифметическое.
- среднее квадратическое отклонение.
m - ошибка среднего арифметического.
t - средняя ошибка разности.
p – достоверность различий.

У девочек первой группы (таблица 2, начальная стадия полового созревания), аналогичные сдвиги, но только в меньшей мере; до эксперимента разница на 14,7 сек.; после на 8,1сек. Улучшение показателей в группе А после эксперимента произошло на 22,6 сек., в группе Б – на 16,0 сек.
Сравнивая показатели девочек нулевой и первой групп, отмечаем, что для них наиболее предпочтительным оказался метод одномоментного выполнения прыжков через скакалку, чем повторный.
Эффективность и устойчивость педагогического воздействия в развитии выносливости девочек начального периода полового созревания и девочек с отсутствием вторичных половых признаков при тренировке одномоментным методом позволяет говорить о том, что данный метод соответствует их функциональным возможностям и более пригоден для них.
Таблица 3. Показатели девочек 2 группы в беге на 1000м.
группы

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.12.04 | Просмотров: 10

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!