Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Тестовые диагностические работы как средство контроля


Автор(ы): Кудренко Юлия Ивановна, учитель начальных классов

Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования. В стратегии модернизации Российского образования находят отражение разнообразные формы обучения, предполагающие свободный выбор и проектирование творческой, поисковой и исследовательской деятельности, сочетание индивидуальной и групповой работы, коррекцию и самокоррекцию деятельности на основе рефлексии, получение “продукта”, выражающегося не только в обретении нового знания, но и в самопознании, в осознании каждым участником динамики собственного развития.
Отсюда вытекает необходимость новой оценочной политики в начальной школе. Тормозить введение безотметочного обучения будет отсутствие у учителя других способов оценивания. Хотя говорить приходится, скорее всего, не об отсутствии способов, а о незнании их.
В системе РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова давно разработан набор “инструментов” для отслеживания динамики роста и падений учащихся. К такому “инструментарию” можно отнести, прежде всего, разные виды проверочных работ и их цели. [3]
Хочу остановиться на одной из них – тестовой диагностической работе (ТДР). В определении А.Б.Воронцова [2] тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Такие работы проводятся дважды: на входе на этап решения частных задач и на выходе – перед созданием “ситуации успеха”, открывающей следующий этап. Такой урок задает для каждого ученика свой “вектор” работы с данным понятием или способом.
Как правило, указанные работы проверяются учителем совместно с детьми (на входе) и учителем – на выходе.
Система таких ТДР от темы к теме, от класса к классу позволяет и учителю, и администрации школы видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, его “точечные” затруднения для экстренной коррекции его действий, позволяет выявить, случайна ли ошибка, или у ребенка есть устойчивый пробел в данном действии. Как правило, такие работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий. Особенность этих работ в том, что учащемуся (либо учителю) искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для “точечной” диагностики затруднений.
При использовании ТДР сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Если, например, ребенок при сложении или вычитании допускает ошибки в записи разряда под разрядом, а остальные операции он совершает правильно, то нет смысла давать ему задания, которые охватывали бы весь операционный состав арифметического действия. Надо разбираться с первой операцией, вскрывать причину ошибки. У других детей возникают трудности в других операциях. Таким образом, реально в классе осуществляется индивидуальный подход – дети совместно с учителем, сгруппировавшись по типам ошибок, решают каждый свою задачу. После освоения этого способа через серию частных задач учитель дает повторную работу, где уже смотрится уровень освоения способа в целом. [2]
Приведем несколько примеров. Если мы хотим проверить, насколько полно и верно овладел ученик способом умножения многозначного числа на однозначное, ему необходимо уметь выполнять отдельно пять операций:
  1. определять переполнение разрядов;
  2. определять количество цифр в произведении;
  3. знать таблицу умножения;
  4. знать таблицу сложения;
  5. знать особые случаи умножения (на 0).
На каждую операцию предлагается задание. 20-25 минут дети выполняют работу самостоятельно. Затем пооперационная проверка (учитель на доске, дети у себя в тетрадях проверяют и исправляют). Результат проверки каждого задания фиксируется на “волшебной линеечке”. Результат выполнения всех заданий фиксируется также на обшей линеечке. Например: если ребенок выполнил все задания правильно, то линеечка выглядит так , закрашены все прямоугольники.

Содержание работы:
1. Определи, где есть переходы:
х2361
2
_________
x1078
9
_________
x4590
5
_________
xG0P
1
_________
x G0P
9
_________
2. Обозначь точками количество цифр в результате:
x5706
2
_________
x3348
9
_________
x1012
2
_________
x 5YY
7
_________
x 20LL
20
_________
3.
4 · 2
6 · 9
7 · 9
8 · 5
3 · 9
2 · 8
7 · 5
9 · 4
4.
16 + 7
15 + 9
2 + 8
13 + 8
6 + 6
7 + 8
19 + 7
12 + 9
5.
2 · 0
0 · 9
G · 0
10 · L
320 · 100
J0 · 100
P00 · F0
6. Решить:

473 · 5 20 · 8547 5708 · 9
ТДР “Деление многозначных чисел на однозначное”.
Операции:
    1. определить первое неполное делимое;
    2. определить количество цифр в частном;
    3. знать “правило остатка” (остаток ...

      ВНИМАНИЕ!
      Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

      Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

      Ваш id: Пароль:

      РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.12.05 | Просмотров: 4

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!