Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Информационные технологии на уроках истории


Автор(ы): Заикин Борис Борисович, учитель истории

Цель: Сформировать у учащихся представление о проведении и особенностях либеральных реформ в России в XIX в., об отношении к реформам властей и общества.
Задачи:
  1. Ознакомить с либеральными реформами России в середине XIX в.
  2. Вырабатывать навыки самостоятельной работы.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся через выполнения ряда заданий.
  4. Воспитывать нравственное качество и патриотизм.
Тип урока: Комбинированный.
Форма обучения: Классно-урочная.
Межпредметные связи: литература, география, обществознание.
Новые понятия: Апелляция, вольнослушатель, гражданское общество, нигилизм, конституционное правление, правовое государство, присяжный поверенный, террор.
Оборудование: карта России XIX в., компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, сообщение целей и задач урока

II. Повторение ранее изученного материала.

Приложение (Слайд №1)
Россия
На самом большом континенте
Россия - моё вдохновенье,
Немало есть стран и народов
Но связан я нитью особой,
Стоит больше тысячи лет
Мой яркий, немеркнущий свет
С наивно завидной судьбой,
Россия, навеки с тобой.
(И. Елизарьев)
Россия из поколений в поколение переживала различные стрессы в экономике и политике, подъёмы и падения, но всегда выходила из сложившейся ситуации, развивалась и процветала ни смотря ,ни на что.
Учитель. Сегодня мы вновь попадём в эпоху середины XIX в. и обратимся к реформам, инициаторами которых в XVIII–XIX вв. выступали верховная власть и государственный аппарат.
Вопросы учащимся:
  1. Что является главным источником финансирования для проведения реформ? (В России основным и главным источником финансирования реформ всегда было усиление налогового гнёта от населения.)
  1. Приведите в пример императоров, которые занимались реформаторской деятельностью в России. (Петр I, Екатерина II, Александр I.)
(Слайд № 2)
  1. Давайте вспомним, какие реформы претворил в жизнь Петр I?
Ответы:
  • Перестроил высшие государственные органы, где система приказов заменена коллегиями.
  • Реформы в местном самоуправлении (разделил Россию на 8 губерний).
  • Создал табель о рангах (14).
  • Создан Синод для управления религиозными делами.
  • Военная реформа.
(Слайд № 3)
  1. А теперь вспомним, какие реформы провела Екатерина II
Ответы учащихся:
  • Губернская (Россия разделена на 50 губерний во главе с губернатором)
  • Возникли новые местные учреждения.
  • Обнародована жалованная грамота дворян(дворяне не могли служить, нельзя судить подвергать телесным наказаниям, не платили подати)
  • Жалованная грамота городам (выборными органами являлись городские думы) купцам разрешался доступ к самоуправлению
(Слайд № 4)
  1. Вспомните реформы Александра I
Ответы:
  • Провел реформу в высшие государственные власти (вместо коллегий появились министерства)
  • Провел реформу народного просвещения (образование стало доступным для низших слоев населения)
  • Издал указ о вольных хлебопашцах (помещики могли отпускать крепостных на волю с земельным наделом за выкуп, где был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике)
Учитель: Следующим реформатором стал (пауза) -император Александр II.
(Слайд № 5)
Тесты по теме “Крестьянская реформа”. (Слайды № 6–7)
1-а, 2-в, 3-а, 4-г, 5-б, 6-б, 7-г, 8-г ,9-в, 10-в, 11-абвг.

III Изучение нового материала

(Слайд № 8)
1. Реформа местного самоуправления. (Слайд № 9)
1 января 1864 года вышел указ “Положения о губернских и уездных земских учреждениях”
  • права голоса имели только мужчины;
  • избиратели делились на три разряда:
а) землевладельцы (те, у которых находилось в пользовании не менее 200 десятин земли или имущества не менее 15 тысяч рублей);
б) горожан (купцов, торговых людей с годовалым оборотом не 6 тысяч рублей);
в) выборных и сельских обществ (сельские жители избирали представителя на волостной сход, волостные уездные органы, на уездных избирались в губернские органы самоуправления).
работа с документом и его анализ
  • земство решало вопросы только местного значения
2. Судебная реформа (ноябрь 1864 год) (Слайд № 10)
  • ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2017.12.06 | Просмотров: 10

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!