Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Лингвистическое исследование проблем современного русского языка Сохраним язык — сохраним Россию!


Автор(ы): Рыжкова Лилия Викторовна, учитель русского языка

Цели:
1) рассмотреть причины нарушения экологии современного русского языка и возможные способы их решения, исследовать влияние иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений на состояние родного языка и духовной культуры нации;
2) формировать умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата), вести поиск информации в источниках разного типа; развивать информационно-коммуникативные навыки, связанные с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи информации, создания презентации результатов;
3) воспитывать осознание ценности русского языка, чувство ответственности каждого за его состояние, учить отстаивать свою гражданскую позицию.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, буклеты.
Оформление аудитории: плакаты с высказываниями известных писателей о значимости языка в жизни народа, выставка книг по культуре речи.
Форма: внеклассное занятие – исследование, работа в группах.
Ход занятия
1. Вводное слово учителя
Презентация
Россия. Родина. Отечество.
Это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете.
“В языке одухотворяется весь народ и вся его родина”, - говорил К.Д.Ушинский.
Язык народа – это его историческая память. Духовная культура и жизнь своеобразно отразились в нашем языке, в устной и письменной форме, в различных жанрах – от древнерусской летописи до произведений современной литературы. (Слайд 2)
Любопытно, что у летописца Нестора не упоминается слово “народ”, “племя”, для обозначения этого используется понятие “язык”.
Народ и язык – понятия изначально неразделимые, цельные, как тело и душа. Язык не увидишь, его не коснёшься, может от того и возникает иллюзия его малоценности в современном обществе? Он ведь, как воздух, как вода – всюду, везде с нами.
Или пока с нами?!
“Родной язык – это душа нации”, - утверждал академик Д.С.Лихачев, тем страшнее слышать сегодня о вырождении русской нации. Нации, которая теряет свой подлинный, свой исторический язык, а вместе с ним и свою психологию, культуру, историю, память о предках.
2. Сообщение темы, целей
Задача сегодняшней встречи , которая проходит в форме лингвистического исследования, – обозначить существующие в языке проблемы и попытаться найти способ их решения. Ранее мы определили три направления, нарушающие экологию языка и духовную культуру нашего народа. Класс разделён на три группы, внутри каждой – эксперты, теоретики и корреспонденты. Хочется верить, что сегодняшнее занятие будет шагом к более осознанному желанию беречь родной язык.
Я приглашаю вас к исследованию, девиз которого “Сохраним язык – сохраним Россию!”
(Слайд 3)
3. Материалы лингвистического исследования
1.
Ещё А.С.Пушкин называл русский язык “переимчивым и общежительным”, до некоторого времени считалось, что богатство и самобытность нашего языка нисколько не пострадали от такого гостеприимства. Но в последнее время употребление иностранных слов, а точнее их засилье, стало одной из непростых проблем. Почему “непростых”, нам объяснят теоретики из 1 гр.
Выступление теоретиков (Слайд 4, 5)
(Сообщение учащихся о процентном соотношении русских и заимствованных слов, причинах заимствования из английского и др. языков)
Сценка (Слайд 6)
-Хай, подружка!
-Привет! Классно выглядишь, ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь…
-Это мой стилист постарался, я такой салон отыскала!
- Где?
- Знаешь, возле дома у нас паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу, читаю, в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе - секьюрити, дизайн в холле классный, римейки самые лучшие звучат. Всё супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка.
- Нет, Женя, я туда не пойду.
- Как вы думаете, почему Аня отказалась от предложения? ничего не поняла из сказанного)
Результаты лингвистического эксперимента (Слайд 7)
- Какой вывод можно сделать? Отказаться от употребления иностранных слов? По-моему, эта мера невозможна? (ответы и предложения учащихся)
Слова английского происхождения требуют дополнительной расшифровки средствами русского языка, потому что они не понятны большинству из нас. Конечно, здесь представлены далеко не все примеры, лишь те, которые активно используются в молодёжной среде.
- Почему же эта проблема оказывается спорной?
Ученики:
С одной стороны, заимствованные слова в нашей речи – явление закономерное, отражающее экономические, политические и культурные взаимоотношения с другими странами, а с другой стороны – погоня за всем иностранным губит самобытность и прелесть русского языка, засоряет его.
Учитель Прибегая к иноязычным элементам, мы отдаём дань моде не только жить, но и мыслить по-американски. Но ведь нам тоже есть чем гордиться!
И если многочисленные искажения русской речи не в нашей власти, то за выбор слова в собственном высказывании отвечаем мы сами. Именно с этого и стоит начинать. И помнить при этом слова В.Г.Белинского. (Слайд 8 )
2.
Видеоинтервью с учащимися и учителями школы.
- Вы наверняка поняли, что речь идёт о нецензурной лексике. Дети слышат её от взрослых, взрослые встревожены речью детей. Это стало сущим наказанием для нашего языка и общества. Обратимся к толковому словарю (Слайд 9 ) Кто должен контролировать нашу речь? (мы сами)
Однако, пока не получается. По крайней мере, об этом говорят результаты анкетирования.
Выступление экспертов (Слайд 10)
- Как эти слова пришли в наш язык? Как относились к ним наши предки. Перевернём страницы прошлого.
Выступление теоретиков (Слайд 11) Специалисты по истории, этнографы и социологи провели (на материалах разных языков) интересные исследования. Употребление брани, особенно непристойной, может восприниматься как нарушение табу (т.е. запрета, в данном случае нравственного)
В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на бранную лексику связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека. По нравственным народным представлениям славян, бранящийся человек оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную мать. У русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого выругали “черным” словом могли унести злые силы. Нельзя было ругаться при иконах, при печке (этого не выносит домовой). Боясь лешего, не ругались в лесу.
В дом, где люди бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.
В языческие времена, да и позднее, на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли из дома разную нечисть, спасали скот от бесплодия, а поля и пашни – от засухи. Слова эти назывались “черными”, и в этом названии сближались понятия “черноты” и черта”). Буквально “чёрные слова” - это выражения с упоминанием черта (слово чёрт здесь заменяется - из суеверного страха - созвучным прилагательным чёрный). Попусту такими “черными словами” не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и на близких - ведь слово-то имело свойство “воплощаться”!
Учитель: - Что вы чувствуете, когда такие слова звучат в ваш адрес?
- Это ведёт к нарушению гармонии общения, сеет вражду между людьми. Возможно, веским аргументом отказаться от таких слов послужат советы нашего психолога.
Интервью с психологом школы.
- Как известно, болезнь легче предупредить. Какие попытки борьбы предпринимаются в нашем обществе? Результаты?
То, что проблема сквернословия весьма актуальна, говорят исследования на современном этапе.
Сообщение экспертов
Из материалов исследования сотрудника Института проблем РАН П.П.Гаряева (Слайд 12)
  • Любое произнесённое слово—это волновая генетическая программа
  • Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые заболевания
  • Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген!
  • Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне
  • Длительный стресс, который могут спровоцировать оскорбительные выражения, приводит к снижению иммунитета
Стихотворение В.Сааковой читает участник исследования.
У нас к дому не унижали матом
Соперника в пылу словесных битв,
И слово было истово и свято
Для будней, колыбельных и молитв.
Когда наш дом поганил сквернословьем
Забредший в гости пьяненький мужик,
То бабушка лишь хмуро сдвинет брови -
И сразу он прикусит злой язык.
За что ж тебя, Родимая Россия,
Поганим нынче черною молвой
И пачкаем - могучий и красивый -
Язык российский первородный свой?
Ужель не виновато поколенье,
В крови и грязи начиная век,
Что на святое замахнулся матом,
Наш современный русский человек?
Ища слова для самовыраженья,
Не замути живой воды родник -
От словоблудия и вырожденья
Оберегай родной души язык!
Гостям и членам других групп вручаются буклеты с тезисами выступления (Приложение 2)
Учитель: Вот он, ответ на вопрос “что делать?”: научиться уважать себя и окружающих людей. Привычка к сквернословию – это признак духовного и нравственного разложения человека, о котором нельзя сказать, что он хороший сын, хороший отец или гражданин (Слайд13)
3.
- А теперь поговорим о том, что, наверное, вам особенно близко. Я говорю о молодёжном жаргоне. Из беседы с вами я поняла: большинство не согласны с тем, что жаргонная лексика портит язык. Не буду настаивать, выводы сделаете сами, поможет в этом работа ребят из 3 группы.
Выступление теоретиков (Слайд 14 )
1. Материал по данному вопросу мы нашли на сайте Института Русского языка им. Виноградова. Хочется отметить, что в Интернете очень много виртуальных ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.01.08 | Просмотров: 17

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!