Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Литературная экскурсия. Урок, посвященный жинеописанию М.В. Салтыкова-Щедрина


Автор(ы): Скумс Наталья Степановна, Директор

Цели:
  1. Дать сведения о жизни и творчестве писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
  2. Помочь учащимся понять пути формирования мировоззрения сатирика, отражение взглядов писателя в его произведениях.
Оформление:
  • портрет писателя, фотографии с изображением М. Е. Салтыкова-Щедрина в разные периоды жизни;
  • плакат со словами: “Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России” М.Е. Салтыков-Щедрин.
План-опора
  1. Рассказ о тернистой судьбе сатирика, о его великом назначении – лечить общественные язвы и болезни.
  2. Жизненные противоречия детских лет, соединение семейной
  3. и общественной драмы; учеба в Дворянском институте Москвы и Царскосельском лицее, противоречия этого времени – “приготовить чиновника”.
  4. Суровая семилетняя школа провинциальной жизни, разрыв между идеалом и реальностью, укрепление демократических симпатий писателя, открытие низовой уездной Руси, приобщение к устному народному творчеству.
  5. Поиски ответа на вопрос: как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости самого народа.
  6. Укрупнение масштаба художественного изображения, придание сатире вселенского масштаба в итоговом произведении “Сказки”.
  7. Гнев и презрение писателя рождались из суровой и требовательной любви к России.

Ход урока

1. Лекция-экскурсия

(Экскурсоводы: учитель, учащиеся с правильной выразительной речью, эмоциональные, контактные, заранее подготовленные учителем).
1. Вступительное слово учителя. “Мастер сатиры”.
Имена великих сатириков в мировой литературе наперечет: Эзоп в Древней Греции, Рабле во Франции, Свифт в Англии, Марк Твен в Америке, а в России Салтыков-Щедрин. Почему? Потому что это искусство небезобидное и опасное для самого писателя. На протяжении всего творческого пути сатирик имеет дело с общественным злом, с человеческими пороками, которые держат в мучительном напряжении, утомляют. Изматывают его душевные силы. Лишь очень сильный человек может выдержать это каждодневное испытание. Но “в осуждении зла всегда кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни- предполагает страстную тоску о здоровье” (Ф.М. Достоевский). Салтыков-Щедрин не утратил веры в жизнь, в ее красоту и правду. Его творчество явилось показателем национального здоровья, неистощимых творческих сил, пробивающих себе дорогу к Правде.
2. Экскурсовод – ученик 1. “Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина – период жизни с 1826 по1847 гг.”
Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова- Щедрина, формируя в нем будущий сатирический талант. М.Е. Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 г. в Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу IXX в. разорившемуся. Стремясь поправить материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой и расчетливой. Под крышей родительского дома будущему писателю не суждено было испытать семейное тепло и участие. Мать беспощадно относилась не только к крепостным, но и к собственным детям. В противовес безнравственному миру крепостничества в душе Салтыкова-Щедрина рано пробудилась обостренное чувство справедливости и жгучая ненависть к рабству. В 10 лет он покинул родное гнездо. Два года учился в Московском дворянском институте, потом, как отличный ученик, был направлен в Царскосельский лицей. Но и тут не обошлось без противоречий: “Вкус к мышлению был вешью молопоощряемою”, – вспоминает об этом времени писатель. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительной цели – “приготовить чиновника”.
3. Экскурсовод – ученик 2. “Вятская ссылка – период жизни с 1848 по1859 гг., ее литературные итоги”.
По окончанию лицея Салтыков определился на службу в Военное ведомство и вступил в социалистический кружок М.В. Петрашевского. Он принял душою учения французских социалистов-утопистов, которые видели бедствие общества в социальном неравенстве, а выход – в нравственном перевоспитании господствующего сословия в духе христианских заповедей. Позднее Салтыков обнаружил зерно противоречия в том, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях. Поэтому его герои (повести “Противоречия” “Запутанное дело”) пытаются найти живое дело, позволяющее изменить жизнь. Обе повести были напечатаны в “Отечественных записках”, и за “стремление к распространению революционных идей” в 1848 году Салтыков был арестован и отправлен в далекую Вятку. В течение многих лет он носил мундир провинциального чиновника, на собственном опыте ощущая разрыв между идеалом и реальностью. Наблюдения над дикими провинциальными нравами и порядками углубляли его ненависть к самодержавно- крепостническому строю и полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу. Салтыков лучше узнает его нужды, характер, язык. Итогом вятских наблюдений стали его “Губернские очерки”.
4. Экскурсовод – ученик 3. “Государственная служба: Министерство внутренних дел, вице-губернатор Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани”.
Салтыков-Щедрин – обличитель бюрократического аппарата Российской империи, нуждаясь в заработке, около 20 лет вынужден был носить чиновничий мундир. Он служил вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казенной палаты в Пензе, Туле Рязани. Мужественный, принципиальный, он держался независимо по отношению к начальству, действовал смело и решительно. Ему удается пресечь немало чиновничьих плутней, разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступается и за бесправных крестьян. “Я не дам в обиду мужика”, – эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. Вице- губернатора Салтыкова прозвали “вице-Робеспьером”. Однако Салтыков все больше убеждался, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привес...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2018.01.10 | Просмотров: 60

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!